[nick]Мария Федоровна[/nick][status]Вдовствующая императрица[/status][icon]https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/16/69638.png[/icon]
Мария Федоровна не любила Зимний дворец. Творение императрицы Елизаветы, которое закончил Петр III, все равно у всех ассоциировалось с царицей Екатериной. И если для нынешнего государя покойная императрица была любимой и любящей бабушкой, по заветам которой он обещал править в день переворота, то для Марии Федоровны свекровь была далеко не таким приятным воспоминанием. Забравшую её старших сыновей, отдалившую покойного мужа от трона, Екатерину Алексеевну вдовствующая императрица воспринимала не иначе как человека, разрушившего семью. Пошел бы Александр на переворот и свержение своего отца, если бы воспитывался рядом с ним, а не в отдалении, питаемый своей бабкой и её фаворитами идеями о том, что Павел Петрович неспособен к государственной деятельности?
Все эти мысли, непременно возникающие в голове, когда Мария оказывалась в Зимнем дворце, затуманивали рассудок. Поэтому вдовствующая императрица предпочитала жить в Павловске или на Елагине острове, а в резиденцию сына лишь наведываться. Однако теперь, когда весь двор начинал приготовление к свадьбе одной из её дочерей, Мария Федоровна была вынуждена проводить здесь времени гораздо больше обычного.
Вместе с официальными мероприятиями для придворных, послов и дипломатов, следовали и маленькие семейные торжества. Хотя чаепитие в покоях жены Александра торжеством, конечно, назвать нельзя. Маленькое семейное собрание для Като и её жениха. Последние уже были у императрицы Елизаветы, когда Мария Федоровна решила, что и ей пора посетить покои своей невестки.
Елизавету в последнее время вдова видела нечасто. Действующая императрица предпочитала скрываться ото всех в своих покоях. С одной стороны, её конечно можно понять - она была надломлена горем, обе её дочери скончались, а надежды на появление ещё одного ребенка практически не было. Как многодетная мать, Мария Федоровна знала, что такое хоронить своего ребенка: и ещё совсем маленьким, не покинувшим колыбели, и юным, успевшим только-только вступить во взрослую жизнь. Но ещё вдовствующая императрица знала, что младшая дочь Елизаветы не должна была получать титул великой княжны. Не имела она на то права. В её жилах текла кровь гвардейского офицера, а не русского государя. Но Александр запретил матери поднимать эту тему, он принял решение и был верен ему до конца. Император чувствовал свою вину за то, что произошло в его отношениях с супругой. А вот Мария Федоровна, воспитанная в строгих традициях подчинения в семье женщины своему мужу, не могла принять и простить поведения Елизаветы. Видит бог, сколько раз вдовствующая императрица, оскорбленная и униженная своим мужем, могла бы пойти на такой же шаг, желая отомстить. Но она все стерпела, как и подобает женщине и, тем более, императрице. Она никогда не позволяла себе сломиться, оступиться, забыть о своих обязанностях. И неважно, нужно ли было для этого дружить с фавориткой мужа, или признавать правление сына, свергнувшего собственного отца.
В итоге в покои к невестке вдовствующая императрица шла в не самом радужном настроении.
- Я думала, Александр уже здесь, - в сопровождении своих фрейлин в гостиной Елизаветы Алексеевны появилась Мария Федоровна, внимательно осмотрев всех присутствующих. - Даже император должен быть пунктуален. Напомните ему об этом, Элиз. Если, конечно, ваш муж вообще почтит нас сегодня своим вниманием.
По покоям невестки вдова перемещалась уверенно, будто сама была в них хозяйкой. Расположившись на свободном месте около чайного стола, она наконец, посмотрела в сторону “виновников сего торжества”. Свою дочь она уже сегодня видела и успела отчитать за все, что полагалось: дерзость и чрезмерную болтливость. Впрочем, её ещё предстояло учить и учить, иначе история с Багратионом не станет последним слухом.
- Я слышала, вы говорили про дворец в Твери? Думаю, туда надо будет отправить Карла Ивановича*. Он отлично справился со своими задачами в Кремле. Думаю, пора ему доверить уже и целую резиденцию, - говорила Мария Федоровна привычным себе образом - тон её не оставлял пространства для возражений и пререканий. Хотя зная Катиш, от неё можно было всего ожидать, так что дочери тут же был послан предупреждающий суровый взгляд. А затем, уже непривычно по-доброму, Мария Федоровна посмотрела на Георга. Её родной племянник и крестник её покойного мужа. Они были так близки родственно, хотя видела Мария Федоровна его до сего момента не так уж и часто. Но он служил ей воспоминанием о её немецкой семье, так что априори вызывал пока только лишь самые светлые чувства.
- Ich freue mich, dich zu sehen, Georg**, - в порыве ностальгии по своей ранней юности, вдовствующая императрица позволила себе поприветствовать племянника на родном немецком языке, подчеркивая тем самым их родство. А затем перешла на всем привычный французский. - Как жаль, что бедная наша Фридерика*** не дожила до этого момента и не видит, как возмужали её сыновья. Да упокой господь её душу. Его пути неисповедимы. Зато она навсегда останется в наших воспоминаниях юной и прекрасной. Чего не случится с нами, переживших по Его воле столько мирских страданий.
Окунув всех с головой в печальные мысли о покойной, Мария Федоровна подняла свою чашку с чаем, которую успели ей любезно наполнить горячим напитком, и сделала пару глотков. После чего посмотрела на всех присутствующих, как ни в чем не бывало.
- Так значит, вы уже обсуждаете свои планы на будущее после свадьбы? Думаю, вам надо будет заняться не только Тверью, но и в Аничковом сделать ремонт. Там никто не проживал со времен старой царицы Екатерины. У тебя, Элиза, столь тонкий и приятный вкус, тебе надо вырваться уже из своих покоев и помочь в этом деле будущим молодоженам. Дорогой Жорж, вы же не откажитесь от помощи Её Величества? Мы должны её чем-то занять. Императрице негоже столько времени прятаться от всех. - еще один оценивающий взгляд на невестку, после чего вновь на Георга - любезный и добрый - Она, конечно, уже не в черном, но посмотрите, до сих пор в приглушенных темных тонах. В конце концов, она не так стара, как я, и не хоронила мужа, чтобы пожизненно спрятаться в трауре. Пора бы добавить красок в её жизнь. Вы, конечно, будете упорствовать, Элиза? - завершая свое обращение к племяннику, вдова все же посмотрела на невестку и обратилась к ней.
* Карл Иванович - Карл Иванович Росси, урожденный Карло ди Джованни Росси. Архитектор итальянского происхождения, с 1806 года архитектор Кабинета Его Величества, с 1808 работал в Кремле
** Ich freue mich, dich zu sehen, Georg - Как я рада тебя видеть, Георг
*** Фридерика - Фридерика Елизавета Амалия Августа Вюртембергская, родная сестра Марии Федоровна и мать Георга и Августа
Внешний вид
- Подпись автора
Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.