Это можно назвать победой… Нет, правда! Ведь весьма уклончивый ответ с блеском выполнил свою роль: обошлось без скрытых обид и неприятных слов. Или нет? На самом деле, Георг ещё не вникал во внутренние отношения императорской семьи (и не хотел этого делать, признаться честно), но понимал что придётся рано или поздно. Но лучше поздно. А ещё лучше - никогда, хотя вряд ли стоит надеяться на такой щедрый подарок судьбы.
Что же, пока женщины комментировали его ответ и к нему никто не обращался, Георгий решил подвести итог и осознал что, пожалуй, высказывание о трауре было лишним, хотя он был доволен собой что сказал это вслух. Но у него на Родине было не принято так… слишком… так напролом влезать в чью-то жизнь и умудряться при этом давать ещё какие-то советы.
"Наверное, это истинно русская черта лезть в чьи-то дела без приглашения и при этом не чувствовать себя неловко", - вот принц не мог представить себя на месте Марии Фёдоровны и не понимал к чему вообще было упоминать цвет платьем императрицы. - "Не лучше было бы деликатно обойти тему? А если лишнее напоминание только делает хуже?"
Под "делает хуже" он имел в виду что траур не носят просто так. И раз уж он связан со смертью, то не лучший способ напоминать о случившемся или обесценивать чью-то смерть своими замечаниями.
Парадокс заключался лишь в том, что Мария Фёдоровна была вюртембергской принцессой Софией Доротеей до замужества, однако именно ей Жорж приписал по его мнению истинно русское качество. Так что тут не совсем всё однозначно. Но определённо эта тема ему не нравилась, хотя и не касалась его совсем. Даже несмотря на это хотелось чтобы она поскорей закончилась, потому что всё больше и больше в глазах принца Ольденбурского сия ветвь разговора напоминала копание в грязном белье Александра и Елизавета, а Георга стал одолевать испанский стыд за то что он является свидетелем этого. Впрочем, что-то подсказывало что это не первый и не последний раз. Да и осторожный взгляд в сторону невесты показал что для той подобное привычно.
- Разумеется за ремонт я готов взяться со всей ответственностью, - принц Ольденбургский поспешил поддержать тему с ремонтом, надеясь что вскоре о трауре забудут. - Но я не могу принимать решения вот так сразу, пусть даже с ваших слов. Хотелось бы сначала оценить состояние резиденций лично.
И да, тут проявилась одна из основных черт принца - он любит вникать во все, пусть даже самые незначительные дела лично. И пока он думал о том помешает ли эта привычка на службе в России или наоборот поможет, появился император с младшей сестрой. Позволив всем сидевшим за столом поприветствовать только что прибывших, Георг произнёс приветственные слова последним, после чего поставив на стол чашку с недопитым чаем и чуть отодвинув её от себя. После подобных разговоров желания пить чай не было.
- Это верно, - подхватил Жорж слова императрицы и тем самым отвечая ещё и на вопрос невесты, глянув в её сторону. - Мне в самом деле не терпится уже приступить к делам. Я думаю много что смогу сделать полезного для государства.
И тут была продемонстрирована ещё одна отличительная черта, которая больше присуща всем немцам, состоящим на службе: верность не только государю, но и государству как таковому. А именно Георгия Петровича интересовал больше не титул, земли и положение в обществе, а служба на благо отечества (хотя без первого не выполнить второго!).
- Очень мило видеть ваше беспокойство, - чуть тише добавил он, посмотрев в глаза невесты. Забота Екатерины была, в самом деле, трогательной и приятной. Георг даже решил вернуться к чаю, пододвинув кружку к себе, но вот снова началось обсуждение траура императрицы всероссийской и желание пить чай снова пропало, впрочем, как и оставаться за этим столом.
"Да что же это такое?! Мы что весь вечер будем обсуждать это?!" - Георг предпринял попытку перевести тему. Быстро оглядев помещение в поисках темы для разговора, взгляд остановился на самой младшей за этим столом.
- Анна Павловна, - обратился он к девушке. - Я слышал что вы делаете большие успехи в изучении музыки, но так ни разу и не слышал вашего исполнения. На каких инструментах вы играете и не откажетесь ли вы что-нибудь исполнить?
"С музыкой они точно не смогут разговаривать!"
- Подпись автора
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; © Александр Пушкин | |