Недели через две после Пасхи*, получив, наконец, пропуск в Аничков дворец, отправились Пьярди на разговор о ремонте. И то сказать, чудом получил Кольяни сие приглашение, чудом обошел Мариотти, вечно сующего свой тосканский мрамор каждому, кто согласится на него взглянуть. Если бы не торговые ряды**, законченные тремя годами ранее и не знакомство с смотрителем дворца по хозяйственной части, господином Петровым, вряд ли Луиджи Руска***, приглашенный для перестройки дворца в связи с переездом туда августейшей сестрицы с герцогом Ольденбургским, согласился бы рассматривать Пьярди, как поставщиков отделочного камня. Господа архитекторы при дворцах косо друг на друга смотрят, а уж поставщики материалов и подавно наперегонки бегают.
Щегольскую фребелиусовскую**** бричку, бодро ведомую Соколком, почти не трясло, дороги уже подсыхали, и пассажиры предавались каждый своим мыслям. Умный немолодой рысак, которого дедушка звал на свой манер "Соколетто", недавнее приобретение "Мраморного двора" ради парадных выездов, похоже, догадывался куда им назначено, подгонять его не требовалось. Кольяни откровенно любовался зданиями в лесах и снующими туда сюда подводами, началом сезона активного строительства, а Марко, взятый с собой вместе с бюваром ради быстрых зарисовок, головой не вертел, ему взгрустнулось.
Вот так же ехал он с дедом года три назад, примерно об эту пору, в Аничков сад с целым возом деревянных шпалер и бумажных украшений. Дома суета была, вертели бумажные розы, крахмалили юбки и воротнички, паковали на вечер свечи. Садовый павильон, переоборудованный под выступления итальянского театра, готовился к пасхальному торжеству "с настоящим большим роялем". Казалось, по улицам летал аромат кардамона с ванилью, а в лужах уже плавали разноцветные скорлупки от яиц - красные, коричневые и васильково-голубые.
И маменька еще жива была. Как она пела дуэт с Катриной в тот вечер! Все были счастливы, встречая новый год*****. Кто знал, что он для Паулы Пьярди последний, ведь провидиц среди женщин семьи нет, а Кольяни, если и раскидывал тарот, то большей частью молчал об этом.
- ... Надо будет попросить показать нам картоны Руска. Он задумал переделать танцевальный зал и главную столовую. Интересно, в каком состоянии... Ты чего молчишь?
Марко перевел взгляд на ритмично подпрыгивающий зад Соколетто и поспешно ответил деду:
- Я? Задумался о состоянии полов в залах и лестниц.
Пьярди-старший покосился на внука, но ничего не сказал, направил бричку в ворота.
В усадьбе все дышало новизной. Красили, подправляли, равняли двор и садовую ограду. Итальянцы оставили экипаж под надзор дворника, вошли не в парадное, а через боковую дверь, где, как оказалось их уже ждали. Смотритель дворцового хозяйства, низенький коренастый, неимоверно энергичный мужчина, с порога сыпал указаниями. Маркуша не успевал переводить деду все эти "скоробились и тресканули плитки", "выщебнулась приступочка", помечал грифелем на пергаменте - где, чтоб после, когда позволят, самим осмотреть. Кольяни хмурился: выходило, что их на мелкий ремонт нанимают - ступеньки, пороги заменить - дело нехитрое, а мозаичный пол в зале, конечно, отдадут Мариотти.
- Но, но, но! Эти мелочи - после. Прежде должно определить какой колор подойдет зала да балло!
Марко старательно подавил улыбку, когда Кальяни остановил его пишущую руку, говоря о желаемом, как о решенном, а дед, уверенно пересекая вестибюль, продолжил:- Вы ведете нас в зала да пранзо... в столовая... и в балловая... бальная, да? Мы смотрим на пол, обсуждаем узор мозаика и брекчия.
- Никак не возможно, - смотритель Петров, выслужившийся из солдатский детей, от того не умеющий препятствовать приказам, тщетно пытался его обогнать, - не возможно сейчас,.. там ... Их Высочества прибыли...
Но оба Пьярди уже и сами увидели высокопоставленных особ, рассматривающих на круглом столе чертежи и картоны с акварельными эскизами, и замерли на пороге необустроенной еще залы. Не иначе, как вмешательство Фортуны удалило свиту, оставив августейшую чету в одиночестве, но тем труднее было приступить к разговору.
- Прошу простить, Ваши высочества, это итальянцы, мраморщики, с ремонтом определиться пришли. Позже... - нашелся, низко кланяясь, смотритель. Итальянцы синхронно повторили жест уважения, надеясь, что их не отошлют прочь сию же минуту.
________________________________________________
*В 1809 году Христианская пасха пришлась на 10 Апреля, а Католическая пасха была 2 Апреля.
**Торговые ряды на территории парадного двора дворца были построены по проекту Джакомо Кваренги в 1803-1805 годах. Пьярди с самого начала его деятельности является поставщиками мрамора для его проектов.
*** Луиджи Руска (итал. Luigi Rusca, в России — Алоизий Иванович; 2 сентября 1762, Аньо-Мондонико — 1822, Валенца) — архитектор швейцарского происхождения, работавший преимущественно в стилистике классицизма. На протяжении 35 лет, с 1783 по 1818 годы, работал в России.
****Джоан Михаэль Фребелиус (1754–1809) приехал из Германии в Санкт-Петербург в конце XVIII в. первоначально - кузнечный мастер, позже основал каретные мастерские, а в 1790 г. учредил экипажное заведение. Продолжил семейное дело старший сын, И. Фребелиус, поставляя Императорскому двору городские и «вояжные» экипажи, известные на весь Санкт-Петербург.
*****Новый год по народной традиции праздновался с приходом весны. По привычке новый год отсчитывают с празднования католической Пасхи.
Отредактировано Марк Пьярди (6 Ноя 2021 06:21)