«Издревле в эту волшебную ночь принято собирать лечебные травы…» -- читала Тася, склонившись над книгой. -- «По народным поверьям, купальские травы обладают особой волшебной силой и целебными свойствами. Обычно их собирали как раз в ночь на Ивана Купалу или уж на рассвете — покамест роса не сошла».
Оторвалась от книги, глянула в окно. Тьма кромешная, двор спит, нигде ни души. А там, вдалеке, верхушки деревьев чернеют — лес. Купальские травы, бывало, испокон веку собирали ни свет ни заря, пока роса держится. Но в самую ночь, поди, сила у них ещё мощней будет?
Да наверняка ж так. Чего гадать! Никита Демидович, старший целитель, к которому Тася приставлена — покуда сама уму-разуму не наберётся — рассказывал, что сам всегда ночью ходит. А потом травы эти бережёт весь год, для самых тяжёлых случаев. А она всё стеснялась, да и боялась одна ночью из избы выбираться. Даже в купальскую ночь страшновато как-то. А с собой кто ж возьмёт? Не напросишься толком. Разве что Лаврентий Захарыч... Мог. Да только с Масленицы его и не видали, как сквозь землю провалился. Или Ливан, но его она с той поездки в деревенский дом побаиваться стала.
Хорошо хоть в этот год домой удалось выбраться. А Варька всё подначивала — мол, пошли к пруду, русалок поглядим. Только чего ж таить? Тася и не противилась особо, самой хотелось. Русалки, может, и интересны, да только травы нужней. Ей самой давно охота их набрать.
Снова глянула в окно и подумала: вот-вот прокрадётся Варвара, прошепчет «Ты спишь?», и пора будет выходить. Надо бы за то время глянуть, какие травы нужны и как они выглядят.
«Стоит отметить, что не все травы обладают сильной магической силой. К чародейным растениям относят папоротник, иван-да-марью, плакун-траву, дурман, перелет-траву, подорожник, медвежье ушко, богатеньку, лютик, чертополох, тирлич-лихоманник, землянику, куриную слепоту и петров крест…»
Много их, ах, сколько! За год-то подзабыла, что их столько бывает. Одни, бывало, и с закрытыми глазами найдёт, а других и за всю жизнь всего пару раз встречала. Надо бы всё повторить — да как не спутать! И вот сидит она, листает затёртые странички любимой книжки про травы, вглядывается в картинки, читает и запоминает… Пока не слышит знакомое, вкрадчивое:
-- Та-а-с-я-я! Ты спишь?..
-- А, Варька… -- отозвалась тихо старшая Лукина. -- Да я и не ложилась. Про травы читала, чтоб не пропустить, собрать, что нужно. Ну что, готова? Пошли…
Книжку спрятала, подушки под одеяло подсунула, чтоб если матушка заглянет, подумала, будто дочка спит. Взяла ножичек, мешочек, сестрёнку за руку и они потихоньку вышли из избы, перебежали двор, выскользнули за калитку… да по тропинке прямо к лесу. А луна светит ярко, будто нарочно: всё видно, всё сияет.
Вот и повезло.