НЕЖИТЬ, НЕЛЮДИ, ДУХИ, СУЩНОСТИ
«Вот обогнул Нежит старую ель и бредет - колыбаются синие космы. Подвигается тихо, толчет грязи по мху и болоту, хлебнул болот ной водицы, поле идет, другое идет, неприкаянный Нежит, без души, без обличья. То он переступит медведем, то утишится тише тихой скотины, то перекинется в куст, то огнем прожигает, то как старик сухоногий - берегись, исказнит! - то разудалым мальцом и уж опять как доска, вон он - пугало пугалом».
(А. М. Ремизов. «К Морю-Океану»)
Нежить - существа без плоти и души - все, что не живет человеком, но имеет человеческий облик. Нежить многолика. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Многие имена собственные персонажам, относящимся к нежити, связаны с местом их обитания - леший, полевик, омутник и т.д. К внешним характеристическим признакам относятся аномальные (для человека) проявления: сиплый голос, вой, скорость перемещения, смена внешнего вида. Отношение нежити к людям неоднозначно: есть злокозненные демоны, есть и доброхоты.
» Букачка – Невидимое злое существо, портящее все хорошее, что встретит на своем пути. На красивую девушку нашлет волдыри, в квашню помочится, ребенка наградит лишаем, молоко сквасит, а свеженаточенную косу затупит. К счастью, обладает малой разрушительной силой, а то бы давно весь человеческий род извела. Зато букачек много, и у особенно неудачливых семей обитает в дому своя собственная, искони к ним привязавшаяся. Поэтому все, за что они ни берутся, выходит криво, косо, плохо.
» Домовиха (Домовуха, Домаха, Большуха) - жена домового или просто женское воплощение домового духа. Любит она опрятность и чистоту, помогает хорошим хозяйкам в уборке, в готовке. По поверьям, даже детей может в люльке покачать, пока мать другими делами занята. Нерях и плохих хозяек Домовиха попробует приучить к порядку, а если это не получится, будет мстить. Самым распространенным способом определить, что дух недоволен – испорченная стряпня. Домовуха может пересолить, или наоборот, добавить слишком много сахара в пищу. Или и вовсе сделать так, чтобы все подгорело. Задобрить Домовиху очень сложно. Это очень своенравный дух.
» Домовой - бескрылый, бестелесный и безрогий дух, который живет практически в каждом доме и в каждом семействе простых людей, в домах магов селятся редко. Не делает зла, может только шутить или помогать, но только в том случае если полюбит хозяина или хозяйку дома. Перед кончиною кого-нибудь в семействе, воет, иногда даже показывается, шумит, стучит, хлопает дверями. На контакт с магами, так и с обычными людьми идёт неохотно. Очень своенравен. Может перемещать предметы. В четвёртый или седьмой пар и после захода солнца может пойти попариться в бане. Любит приглашать гостей - прочих духов, невидимых обычному человеку. Может обидеться, если кто-то из людей будет в бане в его время.
» Жировик – обитает в тепле или подполье. Крутится около хозяйки, когда та занята кулинарией, невидим глазу. Ему б только блинчик иль олашку лизнуть – ничего зазорного. По ночам любит посуду немытую вылизывать: так что коль не хотите свою посуду такому подвергать, уж лучше не оставлять её грязной до завтра. Делает Жировик проказы не со зла, а от скуки, по характеру своему, забавному.
» Злыдни – существа крохотного размера, худощавые, с облезлой шерстью. Любят пакостить. Обитают в основном в жилье, как духи, выражающие недобрую судьбинушку. Обитание этих духов в доме незаметно.
» Кикиморa. Ею становится дитя, проклятое родителями. Поселяется Кикимора в домах, построенных на плохом месте, на земле, где: был зарыт удавленник, неотпетый покойник; был убит или умер ребёнок. Кикимора может поселиться в жилье, в последствии злого умысла, порчи. Представляет из себя маленькую, усохшую, скрюченную старушку, уродливую, одетую в лохмотья.
» Коргоруши, или коловерти - существа мелкого размера, служащие на посылках у домовых. Они приносят своему хозяину припасы или деньги, воруя их из-под носа соседских домовых. Не могут перемещать посуду, мебель и прочее, зато могут подстроить неприятности и мелко пакостить, например, подстроить «случайное» битьё посуды.
» Люб – прекрасный дух, является хранителем брачного ложа. Взору нашему Люб предстаёт в облике большеухого, мохнатого, златовласого кота со стеблем стрелолиста в зубах. Любу старались всячески угождать. Он отгоняет от опочивальни Нелюба. Этот дух злобный. Предстаёт в виде чёрного кота, с веткой белены во рту.
» Матохи – духи, которые наводят беспорядки, беспокойства различные в делах семейных, различные мелкие пакости. Они не видимы нашему глазу, уследить за ними почти невозможно. Каких-либо серьёзных бед причинить Матохи не могут, но потешиться любят. К примеру, подначить дитя за пирожком только испеченным полезть и обжечь пальцы; хозяйку толкнуть, когда та с плиты суп горячий снимать будет.
» Мокруха – дух, живущий в доме, по ночам прядёт шерсть. Человек её присутствие в доме может обнаружить, заметив мокрые следы, которые Мокруха оставляет за собой.
» Огневик – домашний дух, мелкий. Живёт в печи. Обожает бросать пепел в чугуны с едой.
» Полуночница – нечистый дух. Тревожит только детей, не давая им уснуть. Полуночница отнимает сон у младенцев. Она щекочет малыша за пятки, играется, тешиться, заглядывает в глаза, не даёт уснуть. И для того чтобы она не тревожила младенца, а могла провести время занимательно и без него, ей предлагаются различные варианты: играть прялочкой, веретеночком, челом и каменкой; ночью играть под матицей, днём – под потолочиной. Человек просит полуночницу уйти, оставить в покое малыша, предлагает обмен. Иногда применяются и заговоры, которые включают в себя запугивающие формы, угрозы, приказания.
» Пустодомка – живущая в пустой избе кикимора. Пустодомка прядёт нити судьбы человека, имеет способность влиять на жизнь людей.
» Скарбник – нечистый дух-хранитель сокровищ своего хозяина. Он является помощником во всех делах хозяина. После смерти хозяина, он появляется со стаей воронов и вырывает проданную ему душу.
» Хихитун – мелкая нечисть, обитает за спиной человека. И когда с человеком, или его близкими происходит что-то недоброе, Хихитун радуется этому, смеясь тоненько и часто: «Хи-хи, хи-хи, хи-хи…» Если в этот момент резко обернуться, можно увидеть мелкого, внешне чем-то напоминающего обезьянку, с рожками на макушке Хихитуна. Если воспринять его хихиканье как предупреждение, нередко возможно предотвращение беды.
» Хохлик – маленький домашний дух, чёртик, нечистый. Может являться помощником Домового.
» Ячична – дух пустого дома. Род занятий: прядение. Схожа с пустодомкой. Ячична злой дух, поскольку является навьей необжитого пространства.
» Анчутка — злой дух, бесенок, обитающий в болоте и имеющий крылья. Помощник водяных и болотных.
» Болотняник — дух болота, живет в большом каменном доме с женой и детьми. Жена — болотница, дева-утопленница. Состоит в родственных отношениях с водяным и лешим. Обычно имеет вид седого старика с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, завлекает путника в трясину. Любит гулять по берегу и пугать прохожих резкими звуками, выдувая воздух пузырями и причмокивая.
» Бродницы — духи, охранители бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут.
» Водяной - дух рек и озёр. Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую совсем изводит. Любит жить в омутах. Может затащить под воду кого-нибудь, если плохое настроение. Имеет власть над русалками и мавками. Обычно они селятся поближе к водяному, помогают ему и выполняют все его поручения.
» Водяница — жена водяного. Утопленница из крещеных, потому и не принадлежит к нечистой силе. Она предпочитает лесные и мельничные омуты, но больше всего любит пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Иногда водяницы резвятся и тогда могут рвать сети и портить жернова. Водяниц часто называют шутихами или шутовками.
» Дана — светлолицая девушка-река, напевающая свою журчащую жизнерадостную песню. Уставшего путника напоит, омоет рану воина, а поднявшись в небо, упадет благодатным дождем на нивы. Ее имя означает «Вода Мать» («Да» — «вода», «неня» — «мать» ) и осталось в названии многих рек (Днепр, «Данаприс», Днестр, Дунай, Двина, Донец). Особые почести этому духу воздаются во время Купальских праздников.
» Ичетик — злой дух из рода водяных. Не обладает могучими свойствами своего старшего сородича, да и меньше ростом, но такой же зеленый, весь в пиявках и водорослях. Всплывает в сопровождении лягушек и водяных змей. Любит играть в карты с прохожими, охотно пьет с ними бражку, а если пакостит, то понемногу — посевы заливает, подмывает мостики и крутые берега. Хотя не упускает возможности утянуть под воду ребенка или пьяного взрослого. В холодное время года спит на дне, просыпается на Никиту вешнего (16 апреля), а на покой отправляется на Никиту осеннего (18 сентября).
» Мавки - девушки-утопленницы, умершие до вступления в брак из-за несчастной любви. Злобны и мстят за свою смерть. От русалок их отличает отсутствие хвоста. Также как водяной они спят всю зиму, зато летними и весенними ночами они выходят из воды, разжигают костры, сидят на берегу и ждут зазевавшихся прохожих, которых хотят поймать и бросить в воду. Если же кто-то и соблазнится их красотой, то тех они ловят и щекочут, причём способны защекотать до смерти. Мавки женщин и девушек не любят, срывают с них одежду и прогоняют их, а вот на любого мужчину с удовольствием набрасываются, хватают и щекочут до тех пор, пока последний не упадёт в обморок, а уже потом тащат его под воду. Могут являться без одежды или в белой сорочке без пояса. Дружат с домовым и могут прийти в баню по его приглашению попарится.
» Русалки - водяные девы с рыбьим хвостом. Веселые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами. Любят качаться на древесных ветвях, причёсываться и петь. В отличие от мавок они никогда не были людьми, а были созданы водяным чтобы было не так скучно, также русалками становятся девочки украденные в младенчестве чёртом и отданные на воспитание русалками. Они не держат зла на людей, не могут выходить на сушу или входить в людские дома. Обычно они целыми днями забавляются и выполняют указания водяного, очень почитая его. Могут завораживать воду не хуже чем маги стихий.
» Алконост — сказочная райская птица, грусти и печали. Полудева-полуптица. Несет яйца на берегу моря и погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы забывает обо всем на свете: имя, родных, дом.
» Берегини — воздушные девы, оберегающие людей от упырей. Стараются держаться поближе к человеческому жилью. Они веселые, шаловливые, привлекательные создания, поющие чарующие песни прекрасными голосами. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоемов.
» Вилы — женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами, в легких одеждах, обитающие в горах. Вилы имеют крылья, летают как птицы, владеют колодцами и озерами. Если отнять у них крылья, то вилы становятся простыми женщинами. Кто отнимет у вил одежду, тому они подчиняются. К людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить, предсказывают будущее.
» Гамаюн - летает в поднебесье, но живет в море. У нее женское лицо и грудь. Иногда изображают просто большой птицей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица Гамаюн, пророчит счастье.
» Змиулан - змеевидный демон, который живет в дупле древнего дуба. В преданиях Змиулан вступает в брак с женщиной, от брака рождается Змей Огненный Волк. Сын и отец часто сражаются, от чего бывает огненный вихрь. В заговорах Змиулана вызывают как волшебное существо, способное внушить страсть к женщине.
» Планетники — демоны облаков. Эти духи пребывают в дождевых тучах, управляют их движением. Они тянут тучи по небу, пасут их, с помощью радуги толкут лед, превращая его в град. Посылают на землю дожди или сдерживают их, наказывают градом за грехи. Могут предстать в виде орла, змея, дракона.
» Сирин — райская птица, имеющая человеческий облик. Птица радости, удачи, славы. Прекрасное пение птицы Сирин вызывает у людей хорошее настроение; в то же время только счастливому человеку дано услышать ее пение. Не всякий может увидать ее: она исчезает так же быстро, как слава и удача.
» Леший - хозяин леса. Место жительства духа - глухая лесная чащоба, но иногда и пустырь. Своенравный, впрочем, как и все духи. Может помочь или, наоборот, загубить. Рождаются лешие от брака черта с женщиной-магом, иногда от людей, совершивших тяжкое преступление. Может явится в облике любого крупного животного или же человека. Иногда является людям, хотя чаще только магам. Очень любит медведя. Когда напьётся - поёт песни во славу медведя, когда заснёт - зверь охраняет его сон. Зимует в берлоге медведя.
» Луговой — дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из трав, помогает во время сенокоса. Считается ребенком полевика. Бегает по лугам и ловит птиц для своего родителя. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают, — тогда гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать, а то сушит траву на корню.
» Овинник — один из «домовых» духов. Он смотрит за порядками кладки снопов, следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Не позволяет гуменник топить овины в заветные дни — большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и Покров: по старинным деревенским традициям в эти дни овины должны отдыхать. В случае, если крестьянином или крестьянкой будут нарушены эти веками складывавшиеся законы, последствия могут быть самыми печальными, вплоть до смерти «виновника». Впрочем, овинник любит пакостить и без причины. Если ему удается навредить мужикам, он хохочет, хлопает в ладоши пли лает по-собачьи. Боится домового и никогда не появляется в доме.
» Межевик — брат луговика, такой же маленький, в одежде из трав, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее. Наказывает тех, кто нарушает межу; устанавливает или поправляет вешки. Если найдет спящего на меже человека, то навалится на него, шею травой заплетет и душит.
» Полевой (полевик) — «родственник» домового. Обретается в полях, обычно обработанных, но может и просто жить в диком поле. Также его называют луговиком, если он живет на лугу. Иногда его именуют белуном. Белун якобы является перед человеком и просит того, чтобы он вытер ему сопли, которые свисают на бороду. Ежели кто откажется, то он сделает ему что-нибудь плохое. А если кто вытрет, то он исчезнет, а у человека в руке вместо соплей окажутся серебряные монеты. Дух этот полевой видится в виде маленького белобородого старичка, который не любит, когда кто-то работает в поле.
» Полудницы (полуденицы) — высокие девушки с длинными косами в полдень выискивают в поле тех, кто не ушел в тень на отдых. Если же найдут, могут сильно ударить по голове. Рождаются и умирают вместе с полем, к которому относятся. Оставленного в поле без присмотра ребенка похищают или же могут заменить своим собственным. Полудница опасна для людей, особенно для детей, она следит за тем, чтобы они не ходили в поле и не мяли хлебов. Детей она заманивает в гущу хлебов и заставляет долго блуждать.
» Переплут — дух изобилия, семян и всходов. Добрый толстяк, вечно уплетающий что-нибудь за обе щеки. Трудяга — в поле заморозки отводит, дождь выкликает, клубни землей прикрывает, птиц отгоняет. Все лето проводит вокруг сада и огорода — ходит взад-вперед, ждет урожая. А уж когда дождется, то сядет за стол и начинает.
» Прия — дух любви, брачного союза, плодородия, покровительница огорода. Молодая спокойная женщина с гладко зачесанными длинными волосами. Если ей угождать — траву полоть, поливать, прореживать посевы, — к осени она обеспечит хороший урожай.
» Ржаница — дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, и тогда поле станет проклятым. Спасти такое поле может только ведун, несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи, которые проходят от одного края загона до другого и по которым все колосья срезаны.
» Спорыш — дух изобилия, семян, всходов, дух жатвы, живущий в двойном колосе. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Сплетает венки из двойных колосьев и подкидывает так, чтобы его нашла самая красивая девушка. Найденный венок относили в амбар как залог грядущего богатого урожая.
» Чугайстер — обросший черной или белой шерстью лесной человек с голубыми глазами. Он танцует, поет, гоняется за мавками. внешне выглядит как мужчина, но высокий, как сосна. Он ходит по лесу в белой одежде или вовсе без одежды, и его не может убить ни человек, ни зверь, потому что таким он на свет уродился. Ему только и нужно, что спрятаться в лесу и поджидать мавок. А когда он их увидит, то сразу же схватит и разорвет надвое и съест. Встретив в лесу живую душу, Чугайстер не причиняет ей зла, а вежливо приглашает потанцевать. Дух этот чрезвычайно древней, не всегда обладающей зубами, а потому не выговаривает как следует всех звуков.
» Рарог — огненный дух. Может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Представляется в образе хищной птицы с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря. Считается что этот дух является родоначальником и покровителем магии огня.
» Шуликуны (шиликуны, шулюкуны, шликуны) — сезонные демоны, хулиганы. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день) и уходят назад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или с железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шуликуны на Святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке.
» Прелестник (огненный змей, змей-любака, маньяк, налёт огнянный) - злой дух, ипостась ходячего покойника или чёрта, принимающего облик умершего или находящегося в отлучке мужа или любовника, и вступающего в любовные отношения с женщинами. В воздухе он выглядит как огненный змей. Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета. Появляется он из облаков, летит по воздуху, и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Когда он спускается на землю, его крылья отпадают. Огненный змей посещает в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, принимая вид любимого человека, о котором тосковала хозяйка. По поверьям, от таких визитов женщина начинает чахнуть и умирает.
» Лихо одноглазое - дух зла, несчастья, олицетворение горя. Лихо одноглазое выступает как образ злой судьбы. Название «Лихо» восходит к прилагательному «лишний», так обозначался тот, кого следовало избегать. Обычно синоним беды: «ну, Лихо одноглазое накликали». Облик Лиха очерчен не вполне определенно, впрочем, как и у других духов. Лихо и похоже на человека, и отличается от него. Оно предстает либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина. Этот дух силен и мстителен, способен нагонять на человека череду неудач и лишений. Связываться с ним не рекомендуется: «коли Лихо спит — не буди его». Может привязаться к человеку и всю жизнь мучить его. Впрочем, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи у злого духа.
» Лихорадка (трясавица) — дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь. Каа правило является в виде злой и безобразной девы: чахлой, заморенной, чувствующей всегдашний голод, иногда даже слепой и безрукой, «бесица, имеюща разжени очи, а руци железные, а власы верблюжия… в человеки злые пакости творити, и кости женские изсушити, млека изсякнут, а младенца уморити, и очи человекам омрачити, составы расслабити» (старинный заговор). Название происходит от слов «лихо» (беда, несчастье) и «радеть» (стараться, заботиться).
» Лярвы - астральные паразиты – сущности, подобные амебам. Они реагируют на негативные эмоции, накапливаемые человеком в астральном теле. Лярвы блуждают в пространстве, ища себе пропитание. Они чувствуют деструктивную личность и устремляются к ее ауре. Отыскав место, где собрался негатив, присасываются, чтобы полакомиться агрессивной низкочастотной энергетикой. Несмотря на отсутствие интеллекта, лярва не просто поглощает силы человека. Ей все время мало. Потому она провоцирует человека на дальнейшее генерирование низкочастотной энергетики.
» Морок — дух мрачный или сонливый, кошмар, дух очарования, околдовывания, ворожейства, покровитель обмана. Сон, в котором человек видит самого себя, по народным поверьям является приметой скорой смерти, которую посылает дух человеку.
» Мыслеформы - это паразит. Он вытягивает силы из своего нового носителя. Мало того, подталкивает к определенным действиям или решениям. Они быстро разрастаются, завладевая сознанием большого количества людей.
» Ночницы (криксы) - ночные духи-демоны. Представляются в виде женщин с длинными волосами в черной одежде. Ночницами становятся после смерти женщины-мага, не имевшие детей и умершие насильственной смертью. Нападают в основном на новорожденных детей, чтобы забрать себе чадо. Обычно, своровав младенца, ночница успокаивается до поры до времени. Но новорожденные быстро умирают и тогда они снова начинают бродить среди людей ища ребёнка. Взрослые не могут их видеть, а вот младенцы, даже без способностей к магии, могут. Иногда они с ними разговаривают или поют колыбельные по ночам. Чтобы защитить чадо, матери не должны после захода солнца оставлять на дворе пеленки, выходить из дома и выносить ребенка. Также не оставлять открытой и не качать пустую колыбель. Применимы различные обереги колыбели (растения, иголки и т. п.) изготавливаемые знахарями.
» Упырь - блуждающий мертвец, который при жизни был колдуном или же был отлучен от церкви и предан анафеме (еретик, богоотступник, преступник, например маньяк и т. д.). Ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих (тем и питаются), затем возвращаются в свои могилы — обязательно до крика третьих петухов.
» Чёрт - имеет много других названий, например, дьявол или бес. Но в общем, это любой злобный дух стремящийся навредить и напакостить всеми возможными способами и только по ведомым ему причинам. Крадёт детей, может обернуться в ребёнка и принести страдания и смерть в дом. Известны и сладострастные наклонности чёрта, но в этом случае, забеременев от дьявола женщина обычно погибает. Может оборачиваться в кого угодно. Что касается судьбы похищенных детей, то черти обыкновенно носят их с собой, заставляя раздувать начавшиеся на земле пожары. Но бывает и иначе. Похищенные дети отдаются на воспитание русалкам или проклятым девкам, у которых они остаются, превращаясь впоследствии: девочки - в русалок, мальчики - в леших.
» Элементёры - в момент смерти душа освобождается от тела человека и отправляется в с начало в астрал а потом в духовный мир . Но бывают исключения. Порой из-за привязанности, в силу магического воздействия или по другим причинам душа не желает (или не имеет возможности) улететь в то пространство, которое выделено Господом для ее существования. Она подселяется в ауру близкого. Элементера нельзя назвать в прямом смысле негативной сущностью. Он существует за счет энергетики живого, немного ослабляя его поле. Однако на деструктивную деятельность его не провоцирует. Он не боится чистых энергий. Кроме того, благодаря связи со Вселенной элементер способен оберегать человека, его принявшего, от мирских опасностей. Однако это состояние не считается естественным. Сущность не способна отправиться в тонкие миры, не может самостоятельно покинуть ауру носителя. Она теряет шанс на новое воплощение, что очень плохо для ее личной судьбы и для всего рода.
При составлении материала использовалась
книга В. Артемова «Славянские мифические существа»
сайт «Славянская мифология»,
а также магия-вики
[hideprofile]
- Подпись автора
Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.