По мере того как гости собирались, они быстренько собирались в группки по интересам, знакомствам, хотя было немало и тех, кто остановился у столов с разными закусками, но всё это броуновское движение продолжалось сравнительно недолго. Вскоре в зал вошли трое явно родовитых и богатых челвоека и взгляды большинства скрестились на них. Судя по всему, те кто что-то знал или подозревал, ожидали именно их. Следом же за ними ручеек людей, шедших через двери, закончился и двери закрыли, выходя, слуги.
Вперёд выступил один из богато одетых господ и те кто мог его знать лично сразу бы узнали Михаила Сперанского. Он поднялся на небольшое возвышение, буквально кафедру, которое было возведено около одной из стен залы и начал говорить.
- Уважаемые господа и дамы. Купцы и крупные артельщики. Люди ремесла и искусства. Высокородные и соль земли... здесь сегодня собрались представители многих профессий, уровней достатка и особенно - многих убеждений. В том числе и я. Возможно кто-то из вас был поражён резкостью нашего приглашения, а так же граничащей с крамолой остротой высказываний про Государя Императора. Кто-то возможно - оскорблён. Однако я хотел бы дать понять, что я не хотел сказать ничего плохого ни о нашем Государе, дай бог ему долгих лет, ни о вас, так как анализ мнений множества людей всех сословий, говорил о том, что они сами о себе думают не лучше. Люди за долгие годы и века беспросветной жизни - смирились с этим. И это настолько замалчивается по "традиции", что даже сам Государь Император вероятно не слышал о многих из тех вещей, которые я хочу рассказать Вам сегодня.
Мужчина перевёл дух и отпил воды, поданной ему его коллегой и явно сторонником. После чего продолжил.
- Если сейчас спросить вероятно любого из аристократов, любой страны, “А что является основой любого государства?”, прочти все они ответят что-то высокопарное о важности короля или аристократии.. редкие скажут доброе слово в сторону промышленности и ремесленников, которые производят столь важные для любой страны товары, оружие для солдат, строят здания и корабли… и наверное почти никто, считанные единицы твёрдо скажут что основой любого государства являются те, кого больше всего в нём. Крестьяне. Те самые мужики и бабы, которые растят еду, которой мы питаемся, хлопок, лён, шерсть, которые идут в промышленность и которые по сути являются отправной точкой любой промышленной цепочки, без которой никто из нас существовать НЕ СПОСОБЕН. Однако же, если мы посмотрим на текущее состояние крестьянства и сельского хозяйства в России и сравним его пусть даже с ближайшей Европой, что мы увидим? Мы увидим то, что не даёт спать мне и моим товарищам уже больше года. После того как мы раскрыли глаза на ужасающую правду нашего времени. Наши крестьяне такие же, какими они были даже не сто.. а пятьсот лет назад. Ничего не изменилось. Голод, нищета, поборы. Смертность. Мой коллега, ординарный профессор Мудров Матвей Яковлевич, потратил полгода трудов своих и многих своих учеников и знакомых, чтобы собрать следующую статистику. А статистика эта - такова. По пятидесяти губерниям, которые составляют центр нашей страны, в год, среди умерших обоих полов на каждую тысячу умерших приходится по 606 детей до 5 лет. Что в совокупном балансе даёт общее количество умерших по центральным губерниям чуть больше, чем двести пятьдесят тысяч, четыреста восемь душ, не достигших 6-летнего возраста.
После этой последней фразы, он снова перевёл дух и многие. Через минуту он снова заговорил.
- Вот так вот, уважаемые господа. Двести пятьдесят тысяч детей. Двести пятьдесят тысяч русских людей, которые не успели вырасти и привнести свой труд в нашу страну. В год. Это означает что только за последние четыре года, мы потеряли небоевыми потерями в необъявленной войне миллион человек. А за десять лет? А за двадцать? А за всё то время, что мы с вами живём трудом этих обычных людей? Причины просты. Недород, голод, недостаток медицинской помощи, недостаток буквально всего, что может сделать из обычного человека - крепкого, надёжного крестьянина, опору и надежду государства. И по сути своей, всем, а я говорю и о себе до сравнительно недавней поры, было наплевать. Подумаешь, мужичьё. Ещё народятся. Однако более я подобного терпеть не намерен. Не после того, как я прочитал эту холодную, мертвую, тянущую к нам руки из прошлого статистику. Потому я сейчас собрал вас всех здесь. Представителей всех сословий, всех мест и занятий. Здесь даже есть несколько старост крупных деревень. Они могут подтвердить то, что написано в этих документах. Ну или как минимум часть. Те кто разбираются в том, как нынче организовано хозяйство в Европах - могут подробно расспросить, как это самое хозяйство ведётся у нас. И сравнить. Я верю что если Вам не безразлична судьба нашей страны. Если Вам небезразличны люди, в ней живущие. На худой конец, ибо даже он достоин жития, если вам небезразлична разница в прибылях, которую можно получить с крепкого крестьянина с хорошим хозяйством и с нищего, лишь кое как выживающего крестьянина, каким он является в текущий момент.. то вы сможете вложить свой вклад. Я собрал вас здесь не для каких то судьбоносных решений, и уж тем более не для дебатов, “кто виноват”. Я собрал вас сегодня здесь, чтобы познакомить вас с этой ужасающей информацией и дать понять что уже сейчас необходимо задавать вопрос “а что делать то?”. Безотносительно правых и виноватых. Я не призываю и никогда не стану призывать вас поднимать мятежи, подавать петиции Государю, поскольку это та задача, которую мы должны в первую очередь решить сами. Хотя бы потому что все мы с вами должны помочь Государю в его нелегком труде правления. И если мы сможем выработать план действий, то я клянусь вам лично, я поднесу его на рассмотрение.
После этого он спустился с кафедры и положил на стол перед ней толстенную тетрадь, которая лежала перед ним на кафедре.
- Подпись автора
Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.