» ИМЯ
Константин Павлович
» ВОЗРАСТ
32 года, родился 27 апреля 1779
» РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ
Великий князь и цесаревич. Генерал-инспектор кавалерии. Начальник кадетских корпусов. Шеф Конной Гвардии и Лейб-Гвардии Драгунского полка.
» ВНЕШНОСТЬ
Имя знаменитости: Майкл Фассбендер
В отличие от своего старшего брата, Константин никогда не считался внешне привлекательным, хотя и пугающие описания цесаревича тоже не совсем верны. Лицо мужчины заметно портят курносый нос и крупная челюсть, которые он унаследовал от своего отца. В остальном же у Константина типичная “романовская” внешность: большие голубые глаза, темные ресницы и брови, небольшой рот, свежий цвет лица с заметным румянцем на щеках. Великий князь среднего роста, но крепкого мускулистого телосложения. Его отличают военная выправка и несколько грубоватые походка и манеры.
» ИСТОРИЯ
Нынешнее место жительства: Санкт-Петербург, Мраморный дворец / Стрельна, Константиновский дворец
Родственники:
Император Павел I (1754-1801) - отец
Вдовствующая императрица Мария Федоровна (р. 1759) - мать
Император Александр I (р. 1777) - старший брат
Великие князья Николай (р. 1796) и Михаил (р. 1798) - младшие братья
Великие княгини Александра (1783-1801), Елена (1784-1803), Мария (р. 1786), Екатерина (р. 1788) - младшие сестры
Великие княжны Ольга (1792-1795) и Анна (р. 1795) - младшие сестры
Великая княгиня Анна Федоровна, урожд. принцесса Саксен-Кобург-Заальфельдская (р. 1781) - супруга
Павел Константинович Александров (р. 1808) - внебрачный сын от Жозефины Фридрихс
На второго внука у Екатерины Великой были большие планы, ведь не случайно она дала ему имя Константин - намек на то, что мальчик однажды воссядет на престол восстановленной Византийской Империи. Однако планам царицы не было суждено сбыться. Более того, сам Константин очень надеется, что и российский престол его обойдет стороной. Но обо всем по порядку.
Буквально с самого рождения маленького великого князя забрали у родителей, и он вместе с братом Александром воспитывался бабкой своей Екатериной II. Надо сказать, что Александру подобное воспитание, когда надо вечно маневрировать между желаниями бабки и наставлениями отца, давалось гораздо легче, чем Константину. Второго великого князя всегда отличали прямолинейность,горячность да вспыльчивость. Он никогда не умел притворяться и поэтому из него не вышло столь привлекательного придворного кавалера, каким стал повзрослевший Александр.
Семейной любви Константину также досталось не очень много. Бабка более внимания и ласки отдавала старшему своему внуку, мечтая передать ему престол в обход собственного сына. А родители, разлученные со старшими сыновьями, не могли им уделять достаточно много внимания, поэтому постепенно между ними образовалась холодная пропасть, которая существует и по сей день в отношениях Константина и Марии Федоровны. С сестрами он также особо не сблизился, но в последнее время очень привязался к своим младшим братьям.
Образование великий князь получал вместе с братом, оно было разносторонним и обширным, но делать столь же грандиозные успехи, как Александр, Константину мешал его неусидчивый характер. Более всего великий князь любил науки, которые связаны с военным делом, и вот они-то ему и давались легко.
Не дожидаясь полного взросления своих внуков, Екатерина II уже задумалась об их браках. Сначала, в 1793 году, императрица женила Александра на баденской принцессе, ставшей в православии Елизаветой Алексеевной. Тогда казалось всем, что они прекрасная пара и будут счастливы вместе.
Затем настала очередь Константина. Великий князь как мог противился планам царицы, но в итоге она заставила его смириться, поставив перед фактом: Константину нужно было выбрать себе в жены одну из трех дочерей герцога Франца Саксен-Кобург-Заальфельдского. Три принцессы - София, Антуанетта и Юлия - прибыли к российскому двору. Екатерина II была в восторге от всех трех девушек, Константин же не желал видеть ни одной из них, но, в конечном итоге, его принудили сделать выбор. Остановился он на младшей принцессе, Юлии. Она казалась ему симпатичнее своих сестер, тем более была девушкой веселой и даже озорной. Принцесса приняла православие с именем Анна Федоровна, и 15 февраля 1796 года состоялась свадьба.
Многие ещё до бракосочетания осознали, что этот брак не будет счастливым. Константин женился из-под палки, а злость свою выплескивал на супругу. Сейчас великий князь понимает, что был крайне несправедлив к Анне, но в пору юношеского максимализма под воздействием злости и горячности Константин не отдавал себе отчета в своих действиях. Попытки быть нежным со своей женой очень быстро сменились грубыми повадками: так великий князь пытался, по его мнению, смирить свою жену с тем, что он не придворный щеголь, а настоящий солдат. Вскоре свет с ужасом обсуждал сплетни из дворца: то великий князь укусил жену за руку, то посадил в глубокую вазу и стрелял по соседним сосудам.
Екатерина II явно поспешила женить своего второго внука, но на исправление ошибок времени у неё не было. Ещё до первой годовщины Константины и Анны старая царица скончалась, и на трон взошел Павел I. Новый император ситуации также не исправил. Запретил Анне покидать Россию, а тем временем в Константине проснулась страшная ревность - его жену все жалели, при этом она была такой красавицей, что великий князь стал крайне подозрительным. Рогоносцем прослыть он не хотел, так что предпочитал закрывать жену в покоях и запрещать ей вести светскую жизнь.
Сам же Константин в это время также столкнулся с подозрениями в свою сторону, но от собственного отца. Великий князь пытался исправить эту ситуацию своей верной и доблестной службой. Он участвовал в Итальянском и Швейцарском походах под руководством А. В. Суворова. Настоящая служба научила молодого мужчину сдержанности и дисциплине. И, пожалуй, то время стало для великого князя самым приятным воспоминанием.
Вскоре Павел I получил письмо от Суворова, где знаменитый полководец хвалил Константина. Император сыном был доволен и в обход собственного Положения об императорской фамилии даровал второму сыну, наравне с первым, титул цесаревича, который полагается только наследнику престола.
Впрочем, благосклонность отца длилась недолго. Мнительный Павел I заподозрил своих сыновей в заговоре против него. Константин же и не думал ни о чем подобном и без возражений вторично принес присягу своему отцу, впрочем все равно оказался под домашним арестом. Да и Павла это не спасло: в ночь на 1 марта 1801 года его убили. Александр стал императором, а Константин - наследником престола.
Известие о перевороте и убийстве отца великий князь воспринял очень болезненно. Брак Александра и Елизаветы был бездетным, а Константина столь часто сравнивали с Павлом, что цесаревич не сомневался - станет императором и не миновать ему участи отца и деда.
Нужно было что-то делать. Продолжая свою военную службу, Константин искал повода избежать престола. В это время Александр I, видя все обстоятельства брака своего брата, отпустил Анну Федоровну из России. Константин сразу же задумался о разводе и повторной свадьбе. Свадьбе с кем-то, кто ниже его по происхождению, чтобы тем самым быть исключенным из наследования.
Надо заметить, что Константин никогда не отказывал себе в увлечениях на стороне. На этот раз его избранницей стала княжна Жаннета Четвертинская, родная сестра Марии Нарышкиной - фаворитки Александра. Жаннета ответила цесаревичу взаимностью, между ними завязался страстный роман, и Константин вознамерился жениться на своей любовнице. Но Мария Федоровна сделала все, чтобы этого не допустить. Развод получен не был, как бы ни старался Константин. Тут ещё и стали портиться отношения с Жаннетой, которая не оставляла надежды породниться с императорской семьей. Отдушиной для Константина стало знакомство с очаровательной «Жужу» - Жозефиной Фридрихс, дочерью парижского ремесленника Мерсье, которую обманом на себе женил сын ревельского мещанина, представившись бароном Александром фон Фридрихсом, богатым помещиком из Прибалтийского края. Константин помог Жозефине добиться развода, а потом поселил её у себя в Константиновском дворце в Стрельне. Она стала его фактической женой, в 1808 году у них даже родился сын, хотя в свете ходят сплетни, что Жозефина обманула своего августейшего любовника и ребенка родила от другого.
Но страсти страстями, а все же главным смыслом жизни Константина осталась военная служба. С воцарения брата великий князь смог проявить свою деятельную натуру. С лета 1801 года он был председателем Воинской комиссии. В марте 1804 года император учредил совет о военно-учебных корпусах, председателем которого тоже стал цесаревич — совет занялся созданием губернских военных училищ и преобразованием кадетских корпусов. Во время русско-австро-французской войны 1805 года и русско-прусско-французской войны 1806-1807 гг. Константин командовал гвардией. Участвовал в Аустерлицком сражении, во время которого прикрывал гвардейскими частями отход правого крыла союзных армий. В мае 1807 года - участник сражения при Гейльсберге. В 1807—1808 гг. сопровождал Александра I в Тильзит и Эрфурт. В 1807-1811 годы под руководством Константина Павловича были сформированы гвардейские Егерский, Финляндский, Литовский и Уланский полки.
Но, несмотря на любовь ко всему военную, Константин сейчас является сторонником как можно более долгого мира с Наполеоном. Цесаревич считает, что война с французским императором сейчас может стать непосильной ношей для России и её армии.
» ОБРАЗОВАНИЕ / НАВЫКИ
Образование Константин получил достойное, хоть никогда и не отличался тягой к обучению. Свободно говорит и пишет на русском, французском и английском языках. “Светские науки” такие как этикет, манеры и танцы усвоены великим князем весьма посредственно. Зато во всем, что касается армии и войны, он проявляет большие успехи. Прекрасно держится в седле, метко стреляет, обладает стратегическим чутьем, разбирается в фортификации.
» ПОСТ
Константин задумался о разводе ещё до того, как поклялся в вечной любви и верности перед алтарем. Зачем было его женить - ещё чересчур молодого, горящего идей о военных подвигах - великий князь не понимал ни в 16 лет, ни на пороге своего 25-летия. Но старой царице, прозванной ещё при жизни великой, никто не смел перечить, как не получалось возражать и мнительному императору Павлу. Хотя, казалось бы, отец и сам недолюбливал своих невесток. Он не участвовал в обустройстве свадеб своих сыновей, что и отразилось в холодности, проявляемой к своим невесткам. Однако даже мысли о разводе Константина и Анны не позволял допустить. Что касается великого князя, нельзя сказать, что он ненавидел свою жену. Скорее, он ненавидел сам факт, что он женат и женат по чужому выбору. Отсюда и все те выплески гнева, которые приходилось претерпевать Анне Федоровне за годы, проведенные в России. Теперь она была в Германии. А на российском троне восседал Александр. Молодой император, который сам прекрасно понимал, что такое не самый счастливый брак. Конечно, у Александра и Елизаветы совсем иные были отношения, не то, что у Константина и Анны, но цесаревич верил, что старший брат войдет в его положение и позволит освободиться двум несчастным людям друг от друга. Константин был совсем не против, если у Анны тоже появится шанс все начать сначала и стать счастливой. Сам же он, как считал великий князь, счастье свое уже встретил. Княжна Четвертинская была на два года старше Константина, но зато обладала невероятным обаянием, была красива и остроумна. Александр должен был понять своего младшего брата, император ведь сам был увлечен родной сестрой княжны, Марией, а они были схожи между собой. Подобным браком цесаревич мог бы решить сразу две свои проблемы: связать себя с женщиной, которую он выбрал сам, и - самое главное - уничтожить возможность унаследовать трон, ведь брак будет неравным, а значит дети от него не смогут быть наследниками, поэтому и сам Константин будет исключен из линии наследования. Главное, чтобы брат согласился. Согласился и не поддался уговорам матери возвратить в Россию Анну.
- Александр, - оказавшись перед братом, цесаревич дождался пока личный кабинет государя покинет адъютант. - Что ты решил по поводу моей просьбы?
Константин внимательно смотрел на Александра. Император был прекрасным дипломатом, который ради собственной выгоды мог изобразить нужную эмоцию и легко слукавить. Но сейчас он был предельно искренен. Его глаза выражали все, что он мог бы сказать Константину. Так что цесаревич заранее уже готов был выругаться, да вовремя заметил, что император был не один в кабинете. Немой тенью в комнате восседала и вдовствующая императрица. Непреодолимое препятствие на пути у планов великого князя.
» СВЯЗЬ