Отъезд брата был очень некстати. Георг тут же почувствовал себе без поддержки и немного растерялся. Его не пугал Александр Дмитриевич, потому что был уверен что скрывать ему нечего. Зато генерал считал, видимо, иначе. И после ухода Августа Жорж убедился в своих догадках:
"Он ищет виноватых или хочет разобраться в сложившемся положении?"
Для Жоржа, безусловно, понятия разные. В первом случае не стоит особо откровенничать с генералом и лучше подбирать слова, думать что говоришь, иначе всё сказанное может использоваться против. Цель, в этом случае, не "докопаться до истины", а просто найти удобную жертву, на которую получится "повесить" все обвинения, сдать работу и спать спокойно. Во втором же всё наоборот: говорить много, правду, всё что известно, возможно даже предложить свою помощь и содействие. Ведь тут важна истинная картина, а не виноватые.
Что из этого было в намерениях Балашова пока неясно было. Георгий, прожив в России, заметил что у многих людях, состоящих на службах в предпочтениях на первом месте стоит признание, денежное вознаграждение и регалии. Это легко достигается, если следовать по пути первого случая, ведь найти виноватого всегда проще, чем составить истинную картину.
Итак, остались одни. Балашов стал сыпать вопросами, на которые Жорж даже не успевал отвечать.
- Призывы? - усмехнулся он, вспоминая всё что услышал с трибуны. - Призывали "помочь Государю в его нелегком труде правления", говорили о том что крестьяне - оплот и основа государства живут бедно и плохо, приводили статистику смертности (к слову, довольно большие цифры, однако ничего не сказано было о причинах смертности) - словом, сказали что надо решить что делать и действовать.
На последних словах, на лице Ольденбургского непроизвольно вылезла улыбка. Связано это было не только со смыслом речей, произносимых тем вечером, но ещё и с тёплыми воспоминаниями после, когда они с братом пошли в трактир, наелись и наговорились обо всём.
- Звучало так, словно маленькие дети в отсутствии родителей устроили тайно "собрание", воображая что делают очень важное дело, - пояснил герцог свою мимику. - Поверьте, Александр Дмитриевич, призывы там звучали, но никаких фактов и результатов более углублённой работы (кроме как тех же статистических цифр) и исследований не предоставили. Либо их не было, либо нарочно не стали озвучивать, зная о нашем присутствии. Как и конкретно так и не предложили что надо делать, кроме того чтобы решить всем вместе и составить план действий. Основная причина почему надо действовать - жалость к крестьянам. В целом, выглядело это крайне забавно. Особенно, когда после эмоциональной, но скупой на доказательства и факты речи ко мне обратился господин Мордвинов, с вопросом о "кусочке реального мира, который мне был показан". Да, я не особо скрывался под маской инкогнито - не видел надобности. Про Августа сказать не могу, мы встретились с ним уже там, на собрании. Я не подозревал что брат тоже явится.
Он помолчал, прокручивая в голове слова Балашова, припоминая на что ещё не ответил.
- Замышляют? Вероятно, да. Некое подобие тайного общества, скорее всего. Ибо записывали желающих "действовать сообща"… Однако, не могу сказать наверняка, прямо об этом не говорили. Цели там тоже весьма туманны. В тот вечер говорилось про крестьян только лишь… Может, они хотят отмены крепостного права? - пожал плечами Георг. - В таком случае, глупо и опрометчиво... Очень. Я лишь предположу что веяло идеями французской революции… Как я к этому отношусь? С опаской. Такими громкими идеями можно сделать только хуже… И сейчас, и потом. Но особенно сейчас. Да вы и сами должны понимать что сейчас любые волнения внутри Империи могут отвлечь Государя от намерений воевать с Францией. И если так произойдёт, с надеждой на освобождения Ольденбурга можно попрощаться.
Он снова задумался.
- На что-то забыл ответить? - спросил Жорж, так и не найдя ответ самостоятельно.
Как-то вышло что Георгий Петрович прямо выложил всё что вспомнил, а о чём умолчал, о том забыл. Ведь прошло уже немало времени с тех пор. Значения приёму он не придал, потому что, как признался ранее, считал происходящие там события незаслуживающими внимания с налётом абсурда и идей французской революции.
Отредактировано Георгий Петрович (24 Ноя 2021 22:49)
- Подпись автора
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; © Александр Пушкин | |