Бал - торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. Балы даются круглый год, но сезон начинается с поздней осени - времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде - и продолжается весь зимний сезон, за исключением периодов, когда следует поститься. Часто в один вечер светскому человеку приходится бывать на двух-трёх балах, что требует от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчиваются под утро, а на следующий день необходимо отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.
Балы и бал-маскарады разделяются по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочиваются к особым торжествам, и бывают придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими. Популярны балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами.
Понятие «бальный этикет» многогранно, и включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на бале, правильное исполнение танцев, а также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).
● Приглашение на бал начинается с оповещения желанных участников - письма-приглашения рассылаются не менее чем за семь-десять дней до начала мероприятия - главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо являться непременно в новом и модном платье. Для тематических балов (например, монохромных - т.е. определённых цветов, костюмированных и пр.) указывается, какого типа костюм следует подготовить.
● Получив приглашение, в течение двух дней отвечают письменно о своём согласии принять участие, или же выражают сожаление о невозможности посетить бал - но для отказа требуется веская причина. На бале не появляются в период глубокого траура, но допускается бывать, нося траур по кузине, в половине траура после дяди и в конце более глубокого траура.
● Бальный внешний вид строго регламентируется. Платья дам всегда открыты, дополняются бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендуются платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имеют более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляет собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводится к минимуму, не возбраняется пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.
● Для кавалеров существуют свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый шейный платок/галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет.
● Военные одеваются в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволяется бывать в сапогах. Наличие шпор не одобряется, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.
● Важнейшим атрибутом является наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто бывают выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носят лайковые, а военные - замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимаются, даже если они лопнули - в этом случае рекомендуется иметь с собой запасную пару.
● Важной составляющей дамского бального костюма является веер, служащий не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения.
● Дама, отправляясь на бал, обязательно берет с собой бальную книжечку - карне или агенд - куда, напротив списка танцев, вписывает имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда может использоваться обратная сторона веера. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама может сделать выбор в пользу одного из них. Считается излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.
Замужняя дама приезжает на бал с мужем, в его отсутствие допускается являться с подругой и мужем этой подруги. Девицы появляются на бале исключительно в сопровождении матери или пожилой особы. Девушка может явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Приезжающие гости должны засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами. Согласно правилам, кавалер начинает приглашения на танцы с хозяйки дома, далее идут все её родственницы, а уж потом наступает очередь танцевать с ему знакомыми дамами. Более трёх танцев могут танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивает на большем, чем положено, количестве танцев - дама отказывает, не желая себя компрометировать.
Желая пригласить даму на танец, кавалер подходит к ней, кланяется и произносит учтивую фразу, наподобие: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на кадриль (мазурку, вальс и т.п.)» или «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами вальс (галоп, кадриль и т.п.)». Дама, принимая приглашение, отвечает реверансом. Кавалер подает даме свою правую руку, дама подает кавалеру левую руку, и пара отправляется участвовать в танце.
Не принять приглашения танцевать возможно по причине усталости или же если танец обещан другому. Отказаться, сославшись на усталость, и тут же соглашаться танцевать с другим, считается крайней невоспитанностью. Если на бале присутствует император, то его приглашение принимается всегда, независимо от того, давала ли дама согласие на танец кому-то другому.
Во время танца кавалер развлекает даму лёгким светским разговором, дама же отвечает скромно и не смеет смотреть в глаза танцору слишком часто. В обязанности кавалера также входит предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы - если такое происходит, кавалер помогает даме подняться, провожает её до места, приносит свои извинения и спрашивает, не нуждается ли она в какой-либо помощи.
Вставать в танец, не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно (слишком прижимать к себе во время танца, просить её веер, платок или цветы), забыть отыскать приглашённую даму перед началом танца, наступать на шлейфы платьев - всё это характеризует танцора не с лучшей стороны. Но умение ловко и красиво танцевать, в сочетании с хорошими манерами и знанием света может способствовать карьере молодых людей.
По окончании танца кавалер осведомляется у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удаляется, либо остается рядом с дамой и некоторое время продолжает разговор. Молодая дама может подходить к буфету только в сопровождении своей попечительницы и кавалера, либо кавалер приносит даме из буфета то, что она пожелает.
Гости могут уезжать с бала когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе - но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.
Одним из важных атрибутов у танцующей дамы, собирающейся на бал, является бальная книжечка. Считается, что бальная книжечка (carnet de bal, агенда) появилась в конце 18-го века, и особого своего распространения достигла в 19-м веке, являясь дамским аксессуаром, и служащим подспорьем для памяти - ведь в ней, напротив каждого танца, вписывались инициалы (имя, фамилия) кавалера, кому данный танец обещан. Бальная книжечка особо актуальна для девушек, пользующихся популярностью, и чья агенда могла быть расписана заранее - в таких случаях дама знает, кому пообещала тот или иной танец, и предотвращает ситуации, когда один и то же танец обещан двум кавалерам сразу. Бальные книжечки могут быть именными и выглядеть как небольшой блокнот, сделанный из благородных металлов, слоновой кости или перламутра, с прикрепленным к нему на цепочке карандашом (или же карандаш хранится в специальном для него отделении бальной книжечки).
- Подпись автора
Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.