АДМИНИСТРАЦІЯ


ПОСЛѢДНІЯ НОВОСТИ

20.11. У нас завершился персонажный марафон! Далее...

ДЛЯ НАСТРОЕНІЯ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

на оригинальный проект по альтернативной истории Российской Империи начала 19 века. В центре сюжета - магия, признанная на государственном уровне. Маги - привилегированный слой общества. Только здесь - мир Толстого и чары, Наполеон и боевая магия, поэты золотого века и волшебство!

НЕОБХОДИМЫЕ ВЪ СЮЖЕТ

"Гиацинты"Маги-народникиИмператорская семья"Асмодейки"Консерваторы и реформаторыБродячие артистыПерсонажи из книгРусский детектив

ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­ » БИБЛІОТЕКА » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛЪ » Записки о быте;


Записки о быте;

Сообщений 11 страница 20 из 28

1

В теме будут разные статьи и другая информация о быте и повседневности начала XIX века. А пока обратите внимание на самые распространённые ошибки и постарайтесь этого не допускать в постах:

1) Дружба и панибратство между сословиями:
В основном, дворяне считают обоснованным своё превосходство над прочими сословиями, поэтому дистанция сохраняться будет даже в том случае, если знатный человек добр и любезен. А более всего это будет чувствоваться в отношениях дворян и крепостных крестьян: последних многие не будут оценивать иначе, как свою собственность. И не потому, что все дворяне злые, а в силу мировоззрения, которое складывалось не одну сотню лет. Исключения могут быть, но обоснованные, в рамках реалий времени и не повальные.

2) Эмансипированные женщины:
Конечно, феминистические идеи возникли ещё в XVIII веке, но, тем не менее, общество остается патриархальным, и большинство женщин воспитывается с соответствующим взглядом на мир (опять же исключения, конечно, тоже бывают, но не носят массового характера). Более того, на законодательном уровне женщина остается полностью зависимой от мужчины (отца, опекуна или супруга). Без его разрешения она не может вступить в брак, куда-либо уехать или пойти работать. Знатные девицы не могут сами появляться в свете, только в сопровождении старших родственников. Совершать в одиночестве прогулки также для женщины считается не совсем уместным. Относительную свободу могут получить богатые замужние дворянки с собственным приданым - благодаря финансовым возможностям они могут и без развода добиться возможности раздельного проживания с супругом. Так же они в праве самостоятельно распоряжаться своим имуществом - продавать его или оставлять в наследство кому-либо.

3) Свадьба - дело далеко не только личное:
Если человек находится на службе - он обязан испросить разрешение на брак у своего начальства, если речь о придворной службе - то у императора или императрицы. Вступление в брак без оного разрешения обернется загубленной карьерой. Также же брачующиеся перед свадьбой обязаны в своем приходе запросить соответствующие документы - брачные обыски, подтверждающие, что нет никаких препятствий для вступления в брак: жених и невеста не состоят в родстве, оба в брачном возрасте, не состоят уже в другом браке, способны исполнять супружеский долг и т.д. На препятствия могут закрыть глаза, когда женятся лица высокопоставленные и знатные. Желательно также иметь разрешение и благословение родителей, отсутствие оного может обернуться скандалом с лишением наследства или стать даже поводом для развода. Формально нельзя по закону женить против воли, но при наличии воли родительской или императорской, свадьбы будет избежать сложно. Наконец, в Российской Империи нет института гражданского брака, все браки заключаются в церкви. Именно поэтому получить развод крайне сложно, хоть и возможно при определенных условиях. 

4) Мезальянсы (неравные браки):
Случаются крайне редко и несут за собой огромные последствия. Дворянину нужно быть готовым к тому, что он распрощается с карьерой (его отправят в отставку), и к тому, что перед ним закроют двери почти все приличные дома.   

4) Титулы, чины и должности:
Все три понятия означают разное, но, в той или иной степени, взаимосвязаны между собой.
В Российской Империи невозможно приобрести титул за деньги, его может даровать только император. Обращение к знатному человеку всегда по титулу, если таковой имеется (при наличии нескольких титулов, обращаться будут по самому высокому). Если у дворянина, состоящего на службе, нет титула, то к нему обращаются в соответствии с его чином. Подробнее все обращения можно посмотреть здесь. Не стоит путать княгинь и княжон. Княгини - супруги князей, княжны - незамужние дочери оных. Также не стоит забывать, что супруги и дочери членов императорской семьи носят титулы великих княгинь и великих княжон, и это не тоже самое самое, что просто княжны и княгини. Наконец, о чинах и должностях - и то, и другое есть у человека, состоящего на государственной (гражданской или военной) службе.

Примеры

- граф N имеет чин генерал-лейтенанта и исполняет должность командующего 4-м пехотным корпусом; обращаются к нему по титулу - Ваше сиятельство
- господин N имеет чин действительного статского советника и исполняет должность обер-секретаря секретной экспедиции Коллегии иностранных дел: обращаются к нему по чину - Ваше высокопревосходительство

5) Этикет и церемониал:
Для аристократии - очень важные понятия. Вольное отношение к этикету может создать дурную репутацию с соответствующими последствиями. Одна из самых распространенных ошибок - поцелуи руки всем дамам без разбора. Целуют руку только замужним дамам, вдовам и членам императорской семьи, девицам - просто кланяются. Также при соблюдении этикета и церемониала огромное значение имеют титулы и чины - чем они выше, тем более почетное место отводится человеку на различных церемониях/за столом и т.п. Замужние дамы и вдовы занимают места в соответствии с положением своих супругов, девицы - отцов. 

6) Церковь и её роль в обществе:
Магия, конечно, в той или иной степени, изменила отношения общества и церкви, но, тем не менее, она по-прежнему продолжает играть значимую роль. Людей, которые открыто заявляли бы, что они атеисты - почти нет. Посты, церковные службы и праздники - соблюдаются. Переход из православия в другую конфессию, даже христианскую, многими будет восприниматься едва ли не как государственная измена. Официально запретов, конечно, нет и преследоваться человек никак не будет, но осуждение общества почувствует в полной мере. При этом на иностранцев не давят и не требуют от них перехода в православие. С этой стороны присутствует веротерпимость.

7) Певицы, актрисы, балерины - дамы полусвета:
Это значит, что их могут приглашать, например, ко двору или в знатные дома для выступления, но проходить они будут через черный вход. С ними могут проводить время, общаться, танцевать, совершать прогулки и даже вступать в любовные связи, но едва ли женятся, иначе см. пункт 4. Отношение к людям творческой профессии в XIX веке совсем отличное от современного. Даже самых знаменитых и богатых аристократы никогда не признают равными себе. Более того, для дворянской дочери пойти в актрисы или певицы - позор всей семье.

[hideprofile]

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+1

11

ПОЧТА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ

За период XVIII века почта в России существенно развилась. К началу XIX века в империи открыто около 460 отделений, протяженность почтовых путей составляет более 10 тысяч верст (почтовыми путями охвачены все крупные города страны). Почтовая служба постепенно вытесняет ямскую почту (на основе ямской гоньбы - система почтовых дворов (ямов), предназначенных для смены лошадей). Разница заключается в том, что ямская гоньба доставляет письмо быстрее, но почтовая служба зато отправляется с определенной регулярностью, предварительно набрав определенное число писем и посылок. Ямской гоньбой продолжает пользоваться высшее руководство для более скорой доставки указов и распоряжений, в том числе, высочайших.

https://stihi.ru/pics/2016/07/07/7885.jpg
Почтовая тройка

Почтовые отделения имеют строгую иерархию:
1) Высший орган - почтовый департамент, который входит в структуру Министерства внутренних дел.
2) Почтовому департаменту подчиняются почтамты, которые возглавляют почт-директора
3) Почтамтам подчиняются губернские, уездные и городские почтовые конторы (они же - почтовые станции\отделения), которые возглавляют почтмейстеры. В их распоряжении находятся экспедиторы (мелкие чиновники, возглавляющие отдельные направления\отделения, являющиеся помощниками почтмейстеров) и почтальоны. Почтмейстеры обязаны следить, чтобы почтовые конторы располагали всем необходимым.

Со времен Екатерины II на каждой почтовой станции содержатся: по 10 почтальонов, по 25 лошадей, по крепко сделанной фуре, по 10 роспусков с окованными колесами с кибитками, по 10 саней с кибитками, почтовая ливрея на 10 человек.
Так же при почтовых отделениях есть нарочные - почтовые служащие, которые лично доставляют письма (тоже, что курьер), а также выполняют трудные и нестандартные поручения, например, доставляют срочные депеши в труднодоступные места, где нет почтовых отделений. С особо важными, личными\тайными поручениями и письмами от императора и членов его семьи в качестве нарочных могут посылаться государственные и придворные служащие - такой тип нарочных не имеет отношения к почтовой службе.

На 1812 год почтовый департамент возглавляет действительный статский советник Николай Дмитриевич Жулковский. Существуют следующие почтамты: Санкт-Петербургский; Московский; Малороссийский; Литовский; Тамбовский; Казанский; Сибирский.
Подробнее с существующими почтовыми станциями в каждой из губерний можно ознакомиться в месяцеслове за 1812 год, часть I, со страницы 150.

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/16/616282.png
Главные почтовые дороги Российской Империи конца XVIII - начала XIX веков

В Империи существует большая проблема с внешней почтой. В основном, письма и посылки за границу можно отправлять только из Москвы и Санкт-Петербурга, из более дальних городов приходится пользоваться нарочными.

Внутри России почтовые отделения располагаются в губернских и уездных городах; внутри уездов, как правило, учреждения государственной почты не располагаются, ибо их содержание в отдаленных малонаселенных пунктах невыгодно.

Почтовая служба пользуется тройками - наиболее быстрым способом передвижения на данный момент (может развивать скорость до 45-50 км/ч.). С учетом бездорожья, путь от Санкт-Петербурга до Москвы может занимать до 6 суток. На более дальние расстояния - до нескольких недель.

В денежном смысле почтовые услуги являются весьма доступными (оплата зависит не от веса, а от дальности расстояния - поверстная плата составляет 2,5 копейки). Даже низшие сословия, вплоть до крепостных крестьян, могут себе позволить воспользоваться услугами почтовой станции (при условии грамотности и оправданной нужды).

Однако, несмотря на эту доступность, вплоть до середины века основной объём почтовой пересылки будет составлять казённая (служебная) корреспонденция. Это связано с большим процентом безграмотности в низшем (самом многочисленном) сословии. Представители высшего сословия предпочитают пользоваться нарочными.
[hideprofile]

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+1

12

ДВОРОВЫЕ И ПРИСЛУГА

В знатных домах Петербурга штат прислуги бывал "без числа и меры", доходя иногда до ста и даже двухсот человек. Обширный штат прислуги показывал доход и благосостояние хозяина, потому держать многочисленную дворню считалось престижным и почти необходимым для представителей богатых и знатных дворянских семей.
Среди проживавших в Петербурге крепостных крестьян значительную часть представляли весьма многочисленные в начале XIX века "дворовые люди".  Часть их жила в столице по выданным им паспортам и платила своим господам обычный оброк,  остальная часть дворовых жила в столице при своих господах в качестве прислуги.

Дворецкий - большей частью, обязанности управителей возлагались на собственных дворецких, метрдотелей или мажордомов.  Дворецкий, с малых лет находившийся в доме, знал до тонкости все распорядки, хранил ключи и отвечал за все в доме.  Бесшумная походка и безукоризненная выдержка дворецкого были обязательны для всякого знатного дома. По утрам, если барин выражал желание осмотреть "аппартаменты" или конюшню, на обязанности дворецкого лежало сопровождение барина. Весь день он был в "разгоне", всем надо угодить, за всем самому усмотреть, каждому до него есть дело.  А наступит вечер дворецкому надо распорядиться - сколько зажечь кенкетов, да свечей в люстрах и бра, карточные столы расставить, в буфете все приготовить, приказать прислуге одеться в парадную ливрею. Гости станут съезжаться - он глаз не спускает с хозяйки, чтобы "В минут" исполнить ее приказание. За ужином строго блюдет, чтобы слуги гостям служили "с приличием", "бессуетливо", с "пониманием", подавая блюдо, выгибали бы локоть "фертом". Запуганные, с изможденными лицами, слуги должны были скользить "неслышной поступью", на лету улавливая отданное приказание.  Пользуясь всей полнотой власти, дворецкий имел право, не докладывая барину, "учить" провинившихся.

Камердинер -  По своему значению в доме, после дворецкого, следовал камердинер, как человек "приближенный" к барину. На обязанности камердинера было "рачительно и верно сохранять врученный ему гардероб, драгоценные вещи и прочее. Часто посылают господа для отдания поклонов и для других надобностей, а к сему потребен человек искусный и знающий. В больших господских домах три камердинера бывает: первый - портной, сей имеет на руках гардероб и белье, ведет ему роспись, одевает господ ... Второй - бритовщик, господина бреет, когда прикажут. Кроме сего около домашних служителей отправляет лекарскую должность. Третий - парикмахер, чешет всякий день господину волосы и прислуживает". Обязанности, возлагавшиеся на камердинера, требовали от него "видной наружности" и неукоснительной чистоты.  Камердинерами знатных бар, так же как и дворецкими, часто бывали иностранцы. В таковом случае они пользовались в доме особыми привилегиями.

Камеристка - Личная горничная хозяйки,  помогает ей причесываться и одеваться, готовит ванну, следит за ее драгоценностями и сопровождает хозяйку во время визитов.

Швейцар - Он же привратник. Человек, чьей основной обязанностью является встреча посетителей у входной двери.  Должность эта требовала "человека трезвого, постоянного, тихого, рослого, веселого, учтивого, знающего по-русски, по-немецки, по-французски, который пристойным образом всякому ответ дать может, также около себя и в горнице своей чистоту наблюдает.

Повар - "Искусство свое" он "наипаче оказывает в составлении сытных и смачных похлебок и подливок, студеных и горячих; В морении, тушении и жарении разных мяс, также и в варении и жарении разных рыб, Дворовых птиц и всякой дичины; в разных мороженых, готовимых на блюдах, также в приготовлении пастетов и сладких пирогов".  В больших домах, в помощь повару, для успешного выполнения многосложных обязанностей, имелась особая "Кухонная служба" с множеством "работных баб".

Кучер - Очень велико было также в больших домах количество кучеров, конюхов и форейторов. Кучера делились на "выездных", умевших править запряженной цугом шестеркой лошадей и на "ямских", посылавшихся в город с поручениями. Бывали и "собственные" кучера, возившие только барина . Кучерская служба считалась, хотя и не безвыгодной, благодаря "экономии" на сене и овсе, но "беспокойной". Кучер был в ответе и за захромавшую лошадь и за случайно поломанное колесо. Но тяжелее всего было ожидание долгими часами, а иногда и целую ночь, на улице, в непогоду и лютый мороз.

Бонны, гувернеры и гувернантки -  В отличие от няни, воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определёнными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком). Гувернёры или гувернантки часто подрабатывали няньками и уборщицами.  Гувернёра предпочитали брать немолодого и женатого, среди гувернанток более всего ценились немолодые, а из молодых — некрасивые (что должно было гарантировать серьёзность и отсутствие сексуальных связей с членами семьи).  Среди гувернёров было много немцев, англичан, итальянцев, но уже в 1750-х годах наиболее востребованы оказались французы, а также франкоговорящие швейцарцы. Зачастую это были люди без какого-либо образования, их брали в гувернёры лишь за знание иностранного языка.

Лакеи - Иными словами обычные слуги, их количество в богатых домах могло доходить до трехсот человек. Кроме того, имелись еще "выездные" лакеи, "швейцарские", дежурившие в прихожей, и "дневальные", днем находившиеся для услуг в парадных аппартаментах, а ночью, по очереди, спавшие на пороге господской спальни. В штате значились также камеристки, "комнатные женщины"; "гардмебели" , "люди" при серебре, при белье, при свечах, в буфетной, в винном погребе. "В ключах ходили" (то есть состояли при кладовых, леднике, подвале) большею частью жены кучеров, поваров и садовников.
В знатнейших домах, кроме русской прислуги, держали сербов, албанцев, арабов и др. Все они были наряжены в богатые национальные костюмы. Эти "арапы, по произволению господ, либо африканскую, либо американскую, смотря по цвету ливреи, одежду имеют".
Во многих домах доверенными лицами при "барыне" были турчанки, "персидки" и калмычки. По большей части они попадали в дом еще детьми, как трофеи, вывезенные из походов. Чуждаясь остальной прислуги, они бессменно находились при своей госпоже, располагаясь на ночь на ковре у порога ее комнаты. Кроме того "при спальне" состоял еще целый ряд горничных и "девок". Самая дородная из них избиралась для обогревания барского кожаного кресла, зимою же, перед выездом на прогулку, на ее обязанности лежало обогревание подушки кареты.
В каждом большом доме были также свои "полочисты". Печами ведали истопники, к ночи накладывавшие печи; рано утром, бесшумно, их зажигали, чтобы к "вставанию" господ всюду было тепло. Истопники набирались преимущественно из северян, так как считалось, что украинцы, не привыкшие к северным морозам, не умеют топить печей. В больших домах держали также своих "рукодельных" людей - сапожников, столяров, шорников и слесарей. Разделение труда было, как видно, полное.

Такое обилие прислуги с точным разделением тру да встречалось, однако, лишь в домах высшего дворянства. Люди же менее обеспеченные старались держать прислугу самых универсальных знаний.

Материалы взяты частично из этой статьи, а так же дополнены и адаприторованны для краткого и удобного ознакомления мадам Беранже.[hideprofile]

Подпись автора

Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мёд, морошка,
А рядом самовар и мы.

© ИРИНА СТЕЦИВ

Моя творческая тема;

0

13

КАК ВЫГЛЯДЕЛО ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО ПРОСТЫХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ С КОФЕ

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/105129.gif

Оно произошло в годы Наполеоновских войн, накануне битвы при Аустерлице. В 1805 году русская армия вошла на земли Австрии и Богемии, где кофе, хотя и самый дешёвый, с эрзац-добавками, уже вовсю употребляло и местное простонародьё. Иван Бутовский, в то время 20 летний знаменосец Московского мушкетёрского полка, так описывал знакомство русских солдат (вчерашних крестьян) с неизвестным им напитком:

«Кофе у немцев едва ли не из первых потребностей, и точно так, как у нас сбитень, так у них кофе – напиток народный. Русские солдаты полюбили немецкий кофе, называя его кава. Здесь оно обыкновенно с примесью картофеля и цикория, подслащается сахарною патокою. Всё это вместе кладут в большой железный кувшин, наливают водой и кипятят на огне. Таким-то кофе потчевали простые немцы наших вместо завтрака, поставив по числу людей соответствующее количество кружек; но употребление кружек солдатам не понравилось, они требовали суповую чашку, влив в ней с гущей весь этот взвар и накрошив туда ситного хлеба, хлебали кофе ложками, как щи. Многие примешивали туда лук, чеснок и подправляли солью. Очень довольные этой похлёбкой они часто просили изумлённых немок подбавить им ещё этой жижицы»

.

© Пряников о пряниках[hideprofile]

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

0

14

ЗАБЫТОЕ РЕМЕСЛО

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/949969.jpg

До революции в России было множество профессий, в наши дни просто не мыслимых: менялись социальные уклады, техника, мода. Как жил городовой? Выгодно ли быть каретником? Хорошо ли зарабатывал цирюльник? Чем половой отличался от официанта? Ответим на эти и другие вопросы в цикле "Забытое ремесло".

Документальный сериал (2019).
Режиссер: Юлия Маврина.


К сожалению, автор запретил встраивать видео, но можно
ПОСМОТРЕТЬ НА ЮТУБЕ


Не все подходят именно к нашему историческому периоду, но посмотреть и узнать быт будет не лишним, тем более в видео рассказывается что было до или во что превратилось после. Там 16 видео о разных профессиях:

Приятного просмотра!
[hideprofile]

Подпись автора

Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мёд, морошка,
А рядом самовар и мы.

© ИРИНА СТЕЦИВ

Моя творческая тема;

+2

15

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БЕЗАВТОМОБИЛЬНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

До изобретения автомобилей и повсеместного железнодорожного сообщения путешествия на дальние (и не очень) дистанции в России чаще всего совершали на конных экипажах. Энциклопедию русского безмоторного транспорта в литературе составила Софья Багдасарова (© культура.рф).

Владимир Соллогуб в повести «Сережа» писал:

«Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог; вот переваливается бричка, как саратовский помещик после обеда; вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик; вот дормез, вот коляска, а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом дворе».

В России в самом деле существовало множество типов конных экипажей, которые к тому же в разных регионах изготавливали по-своему. Также они различались по назначению, конструкции и статусу владельца.

Б — Бричка

Это слово польского происхождения, оно обозначает легкую четырехколесную дорожную повозку, иногда без рессор. Кузов у брички мог быть как открытым, так и закрытым: кожаным, плетеным или деревянным.

Именно в бричке путешествовал главный герой «Мертвых душ» Николая Гоголя — Павел Иванович Чичиков. Его бричка была «довольно красивая, рессорная», да еще и с удобствами: верх кузова был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов». Это был вполне приличный дорожный экипаж для такого чиновника, как Чичиков, подобающий его рангу, пусть и, как сегодня сказали бы, «не представительского класса».

Возможно, поэтому многие русские классики описывали бричку как крайне шумный транспорт. Бричка Льва Толстого подпрыгивала, у Шолохова она гремела или громыхала, а Александр Серафимович писал, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание». Давид Бурлюк, посвящая стихи некой птичке с невыносимым голосом, сравнивал ее со старой разломанной бричкой.


В — Возок

Термин употреблялся для зимнего вида транспорта — крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло, в нем комфортно, можно ехать лежа — «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров). Он «наполнен перинами, подушками и пр.» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.

У Салтыкова-Щедрина детей запихивали в возок, «как сельдей в бочонок, и при этом закутывали так, что дышать было трудно». Замерзшие на улице, они быстро согреются, потому что «через минуту нас затискают в крытый возок и так, в закупоренном виде, и доставят по назначению» («Пошехонская старина»).

Отмечают, как он легко шел по снегу. Борис Чичерин честно признается: «Когда я, разряженный, сел на возок, мне хотелось все ехать и ехать и никогда не доехать». Наконец, «Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок», в котором отправляется у Некрасова жена декабриста княгиня Трубецкая. Транспорт этот считался тяжелым, неуклюжим и барским, старомодным: в «боярском возке» везут провинциальную Татьяну Ларину на ярмарку невест.


Д — Дормез

Словом, происходящим от французского «спать», называли большие кареты, в которых можно было вытянуться. Покупка иностранных дормезов была предметом гордости. Неслучайно Жуковский пишет на Чичерина эпиграмму: «Сибири управленьем / Мой предок славен был, / А я, судьбы веленьем, / Дормез себе купил».

Повозка была тяжелой с торжественным ходом: «Тяжелый венский дормез, с форейтором, шестериком вороных, медленно выехал, погромыхивая, из Бронной».

Григорий Данилевский. «Сожженная Москва»


Д — Дровни

Дровни — это крестьянские сани для перевозки грузов. Писатели XIX века сами на подобном не ездили, зато часто сажали в них персонажей из низшего сословия: вспомним пушкинское «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» и «везет лошадка дровеньки» из песенки про елочку.


Д — Дрожки

Этим говорящим словом называли легкий экипаж на рессорах, который мог развивать большую скорость — и, естественно, дрожать. У Пушкина дрожки «удалые» и увозят «красоток молодых», «щегольские»; у Лермонтова — «лихие». На «щегольских дрожках» ездит неприятель Голядкина в «Двойнике» Достоевского. Звуки они издают следующие — дребезжат (Алексей Жемужников, Константин Фофанов) и гремят (Иван Никитин).

Булгарин пишет, что дрожки — это «самый беспокойный экипаж в мире». «Это не экипаж, — кричали цивилизаторы, а пытка; он постыдный остаток варварства, он трясет все существо человека не хуже лихорадки», — писал Иван Кокорев в рассказе «Извозчики-лихачи и ваньки».


К — Кабриолет

Это были легкие двухколесные экипажи без козел — то есть для людей, которые хотели править самостоятельно. Экипаж этот был элегантным. Так, у Писемского «неуклюже и робко полез в довольно высокий кабриолет» персонаж по имени Елпидифор Мартыныч, чье имя сразу выдает его неуместность в щегольском транспорте.

В них хорошо было катать девушек: «Из-за леса несся к его деревенскому дому легкий кабриолет, где сидела розовенькая от воздуха и быстрой езды Груня, не без страха прижавшаяся к своему молодому другу» (Александр Шеллер-Михайлов). Управлять им было так легко, что за вожжи брались даже дамы.


К — Карета

Расхожее слово обозначало закрытый экипаж на четырех колесах и рессорах. Употреблялось оно достаточно широко. А порой становилось и универсальным средством спасения — «Карету мне, карету!» («Горе от ума»).

У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности транспорта для престижа.


К — Кибитка

Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться — напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка — значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).

Именно в трясучей кибитке ехал Радищев: «Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче».

Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»


К — Коляска

В России под «колясками» понимали множество видов рессорных открытых экипажей. Например, разновидностями городской коляски были ландо и фаэтон. В Европе же, напротив, «коляской» назвали конкретный вид модного экипажа.

Коляска стала героиней одноименной повести Гоголя: владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала». В итоге оказывается, что хвастовство пустое. Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский: «Несется легкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска — вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

Л и д и я (глядя в окно). Погодите! Что это за коляска? Кружева! Неужели это maman взяла для меня? Какая прелесть, какая роскошь! <…> Ай! Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта. Можно задохнуться от счастья сидеть в этой коляске. Что со мною?

Александр Островский. «Бешеные деньги»


Л — Ландо

Коляска, названная в честь немецкого города, была четырехместной, с поднимающимся верхом, который по желанию превращал ее в карету. Жуковский в «Поездке на маневры» рассказывает, как крыша как-то отказалась раскрыться: «Туда, сюда, ландо упрям; / Он всех переупрямил дам, / Принудил их переселиться / Без церемонии в другой, / А сам отправился пустой».

Красивое иностранное слово обозначало модный вид транспорта, обязательный для человека из общества. Герою Мамина-Сибиряка нужно именно ландо, чтобы «показать им всем, что и я могу ездить, как они все».

У Григоровича читаем: «Сколько расходов, боже мой, сколько расходов! Пришлось нанять новых лошадей и обменять нашу карету на ландо; людям известного положения неловко иначе показываться по вечерам на музыке; так уж принято в Петергофе» («Город и деревня»).


С — Сани

Еще одно средство передвижения, надолго прописавшееся в поэзии. «И растопорщивши оглобли, сани ждут, / Когда их запрягут» (Жуковский); «К городу Рязани / Катят трое сани, / Сани развальные / Дуги расписные» (Мей). В отличие от дровней, в санях можно заметить не только крестьян. Дворяне владеют собственными санями и ездят в них, улегшись поудобнее и закутавшись в теплые полсти и одеяла.

У Плещеева в «Зимнем катанье» и у других авторов их кроют ковром. В «Женитьбе» Гоголя в роспись приданого входят дрожки и «сани парные с резьбой, под большой ковер и под малый». У Николая Телешова упоминаются сани «с ковровым задком и мягким сиденьем». Обильно употребляется поговорка «Не в свои сани не садись».


Т — Тарантас

Тарантасом называлась особая крытая повозка на длинной продольной раме, уменьшавшей тряску в долгом пути. Часто он ветхий и дребезжащий (Сергей Соловьев), идет вперевалку (Иван Суриков). У Соллогуба в повести «Тарантас» главный герой совершает в нем путешествие по России — разумеется, сатирическое, и колымага в итоге превращается в аллегорию.

«Но что за тарантас, что за удивительное изобретение ума человеческого!.. Вообразите два длинные шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные; посреди них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам, как исполинский клубок».

Владимир Соллогуб. «Тарантас»

Но если «тарантас скрипит» у Брюсова или Блока — то это уже нарицательное.


Т — Телега

Если верить нашим поэтам, телега на ходу стучит (Жуковский, Пушкин, Огарев), гремит (Фет, Иван Суриков) и «скрыпит» (Некрасов), особенно если она «несмазанная», что бывало часто. Ход ее ленивый, спокойный (Иван Никитин). У Пушкина движение телеги становится аллегорией бытия («Телега жизни»).

У Некрасова ее пассажирка — жена декабриста Мария Волконская: «…Сперва / Телега меня занимала, / Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, / Я прелесть телеги узнала».


Т — Тройка

Это не вид повозки, а способ упряжки — три лошади, причем центральная (коренник) смотрит прямо, а боковые (пристяжные) красиво изгибают головы в сторону. Зимой тройкой запрягали сани, летом — колесный транспорт. Специфически русское изобретение стало национальным символом, чему способствовало воспевание птицы-тройки Гоголем — «Русь, куда ж несешься ты?» («Мертвые души»).

Тройка, пожалуй, лидер по вдохновлению поэтов и композиторов. Тут и пушкинская «Зимняя дорога», и «Тройка мчится, тройка скачет» Вяземского, и некрасовская «Что ты жадно глядишь на дорогу…», а также «тройка удалая» с «колокольчиком — даром Валдая» Глинки… Всех не перечислить. Поэтам нравилась ее лихость и скорость — она «борзая», «бойкая», «лихая», «шальная», «бешеная»; ямщик на ней «ухарский».


Ф — Фаэтон

Это открытый четырехколесный городской экипаж, двух- или четырехместный. Такая разновидность модной рессорной коляски получила название в честь сына бога Гелиоса (кстати, одного из первых погибших в дорожной катастрофе). Если верить классике, фаэтон — «красивый» (Писемский), «хорошенький» (Михаил Авдеев) и «забавный» (Федор Кони).

У Петра Боборыкина мы видим двухместный отлогий фаэтон с открытым верхом, который вдобавок тих в езде. Запрягали в этот «легонький, щегольский» экипаж быстрых рысаков и красовались перед окружающими.


БОНУС!!! ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО ХРАНИЛИЩУ КАРЕТ И КОНСКОЙ УПРЯЖКИ В ЭРМИТАЖЕ.


© «Культура.РФ», Ирина Бредихина, научный сотрудник, хранитель фонда «Сбруя. Кареты» ГМЗ «Царское Село». [hideprofile]

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+3

16

[hideprofile]

ОТ ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ ДО СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ: КАК ВЫГЛЯДЕЛА МОСКВА В XIX ВЕКЕ

Аудиоверсия (тут намного больше чем в статье):
[html]<iframe width="500" height="140" src="https://www.culture.ru/embedded/widgets/277"></iframe>[/html]

© Культура.рф

В начале XIX века Москва привлекала внимание не только жителей российской провинции, но и иностранцев. Особый интерес к ней возник в мире после войны 1812 года. Многие хотели увидеть этот город, однако не у всех была возможность туда поехать. Поэтому особой популярностью пользовались рисунки, отпечатанные методом литографии, и панорамы — круговые изображения с видами Москвы. Их составляли из отдельных картин, которые склеивали в длинную ленту.

Чудов монастырь и Малый Николаевский дворец

«Панораму Москвы» отпечатали в парижской типографии Жозефа Розе Лемерсье. Над оттисками работали известные французские литографы того времени — Филипп Бенуа и Жозеф Габриэль Обрен. Отпечатанные листы раскрашивали вручную, а затем соединяли так, чтобы получилось цельное изображение.

Панорама, которая хранится в Президентской библиотеке, состоит из десяти листов и имеет общую длину более четырех с половиной метров. Она обеспечивает угол обзора 270 градусов. Все важные объекты сопровождаются подписями на двух языках — русском и французском.

В левом нижнем углу панорамы расположился Чудов монастырь XIV века с собором Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Именно там крестили детей Ивана Грозного, а позже совершали церковные таинства над российскими монархами — Алексеем Михайловичем Тишайшим, Петром I.

В начале XVII века, во времена Смуты, в Чудовом монастыре жил монах Григорий Отрепьев — позже он стал известен как Лжедмитрий I. В 1610 году здесь же насильно постригли в монахи царя Василия Шуйского, а год спустя в обители заточили патриарха Гермогена, который призывал москвичей бороться с польскими интервентами.

В дальнейшем российские правители обязательно посещали Чудов монастырь, когда приезжали в Москву. На следующий день после прибытия императору полагалось побывать на службе в Успенском соборе, оттуда он вместе со священниками отправлялся в монастырь, где прикладывался к святым мощам, а затем удалялся в Малый Николаевский дворец. Это здание изображено на панораме следующим. Его возвели в 1775 году на месте резиденции московских архиереев. До строительства Большого Кремлевского дворца Малый Николаевский считался главной императорской резиденцией в Москве.

Художник Дмитрий Индейцев изобразил на улице рядом со зданием парадный выезд трех знатных дам — вероятно, происходящих из монаршей семьи. Они сидят в позолоченной карете, украшенной императорскими коронами, а сопровождает их почетный конвой из кавалеристов Московского драгунского полка. Экипаж движется через толпу горожан, которые приветствуют дам.


Вознесенский монастырь и кремлевские башни

За кремлевскими постройками на панораме видны купола Вознесенского женского монастыря. Его основала в 1386 году княгиня Евдокия Дмитриевна — жена Дмитрия Донского, в монашестве Евфросиния. После смерти ее причислили к лику святых и стали почитать как преподобную Евфросинию Московскую, покровительницу города.

На территории Вознесенского монастыря хоронили великих княгинь и московских цариц. Здесь развернулись многие важные события Смутного времени. Именно в этом монастыре царица Мария Нагая объявила Лжедмитрия I своим сыном, который не погиб в детстве, а чудом спасся. В монашеских кельях вместе со своей свитой жила дочь польского воеводы Марина Мнишек — перед свадьбой с правителем-самозванцем. А когда Смута завершилась в 1613 году, в Вознесенском монастыре поселилась инокиня Марфа — в миру Ксения Романова, мать царя Михаила Федоровича.

Следующую часть панорамы занимает Кремлевская стена с несколькими башнями. Одна из них — Спасская: ее возвел в 1491 году итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала башня называлась Фроловской — по расположенной неподалеку церкви Святых Флора (в народе Фрола) и Лавра. Затем ее переименовали в Иерусалимскую. Это название было связано с праздником Входа Господня в Иерусалим. По новозаветным преданиям, Христос въехал в священный город на осле. В память об этом событии на Красной площади устраивали грандиозное «шествие на осляти». Спасской башню стали называть только в XVII веке — в честь чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, которая хранилась в Успенском соборе.

Далее на панораме располагается Царская башня: ее возвели в 1680 году. В отличие от остальных, она не служила военным укреплением и использовалась только для выступлений царя перед народом.

Еще одна кремлевская башня на панораме — Набатная. С нее открывался хороший обзор прилегающих к Кремлю территорий, поэтому именно здесь размещалась пожарная служба: любой дым быстро замечали, а горожанам возвещал о пожаре набатный колокол.


Храм Василия Блаженного и Варварка

Напротив Набатной башни расположился один из самых известных православных храмов Москвы — Покровский собор, который также называют собором Василия Блаженного. Его построили в конце 1550-х годов: считается, что величественное сооружение служило своеобразным памятником в честь взятия Казани в 1552-м. С храмом связана легенда о зодчих Барме и Постнике. Иван Грозный якобы велел ослепить мастеров, чтобы они не могли возвести другой столь же прекрасный собор. На самом деле имена архитекторов и история строительства до сих пор точно неизвестны.

Существует легенда, будто бы император Наполеон был так поражен красотой Покровского храма, что во время Отечественной войны 1812 года хотел разобрать его и по частям увезти во Францию. Когда же он понял, что это невозможно, то приказал взорвать сооружение. Но москвичи якобы вызвали своими молитвами дождь, который промочил порох и погасил фитили французских пушек, поэтому взрыва не произошло. Подтверждений этой истории не сохранилось.

За храмом Василия Блаженного открывается вид на Варварку — одну из старейших московских улиц. На ней располагался комплекс знаменитых городских церквей, которые можно увидеть на панораме: храм Варвары Великомученицы, в честь которой и назвали улицу, Знаменский монастырь и церковь Великомученика Георгия Победоносца.

Рядом со Знаменским монастырем художник изобразил палаты бояр Романовых — основателей царской династии. Именно здесь в 1596 году родился будущий царь Михаил Федорович.


Замоскворечье, храм Христа Спасителя и Соборная площадь

Вид Кремля Дмитрий Индейцев завершил Константино-Еленинской башней. После этого акценты панорамы переносятся в Замоскворечье — исторический район Москвы, который в начале XIX века был застроен в основном купеческими и мещанскими домами. Ключевыми деталями изображения стали замоскворецкие церкви — знаменитые московские «сорок сороков». Большинство из них возвели в XVII–XVIII веках.

Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами…

© Французский поэт Теофиль Готье. Из книги «Путешествие в Россию»

Завершается панорама видом Соборной площади, на ней — несколько храмов: Успенский, Архангельский, Благовещенский, а также колокольня Ивана Великого. Перед площадью расположился Царь-колокол, а между соборами видна Грановитая палата — в ней российские монархи устраивали торжественные приемы и пиры в дни коронаций.

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+1

17

[hideprofile]

ПУТЕШЕСТВИЯ НА ЛОШАДИ И ПЕРЕВОЗКА ПИСЕМ В НАЧАЛЕ XIX.
Как посчитать сколько дней пройдёт в дороге?

Расстояние, которое можно проехать на лошади в течение одного дня, зависит от качества дорог, породы лошади, цели путешествия и других факторов. Сначала мы перечислим все факторы, которые стоит учитывать, а потом поделимся универсальным решением по расчётам от нашего многоуважаемого Кирилла Тихомирова.

ПЕРВЫЙ ФАКТОР: ВАЖНОСТЬ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ. С особо важной корреспонденцией (военной и императорской ) едут и в непогоду, и в ночь. Обычные же путешественники и несрочная корреспонденция, как правило, ночью и в непогоду теряют день/ночь. Потому что езда в таких условиях опасна и сложна. Например, на станах, которые появились по указу царя Алексея Михайловича, регулярно находятся посыльные, которым надлежало забрать срочные военные известия у гонцов и не мешкая отправиться к следующей станции в любое время.   

ВТОРОЙ ФАКТОР: ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГ. Скорость доставки почты или товаров зависит от опытности ямщиков, отлаженности процесса, обустройства дорог. Московско-Сибирский тракт, главная дорога через Сибирь, уже к 1740-м годам был застроен ямскими и почто­выми станциями, вдоль пути были выставлены полосатые верстовые столбы, а ямская гоньба и извоз, то есть перевозка товаров, стали одними из самых распространенных занятий у населения, проживавшего вдоль трактов в Сибири. В западной части России по сей день поражаются быстроте сибиряков: напри­мер, купец Николай Чукмалдин проехал 1500 верст между Томском и Тюменью за пять с половиной дней. Сибиряки знают секрет: тут важна не только выносливость лошади, но и отношение к ней ямщика. Поэтому больше других зарабатывает ямщик, который знает как правильно обращаться с обозными лошадьми.

Вид трактира и почтовой станции на дороге из Костромы в Ярославль. Литография из книги «Voyage pittoresque et archéologique en Russie». Wikimedia Commons

Нельзя сказать, что обычные путешественники передвигаются существенно медленнее. Обратимся к литературе. Александр Островский в дневнике описывает дорогу до села Городня Тверской области на почтовых:

«Первую станцию 15 верст до Еммау­са проехали в 1 час 5 минут. В Еммаусе нам заложили тройку прекрасных серых лошадей и сел ямщик, малый лет 25, красавец собой. Я ему заметил, что его, должно быть, девушки любят, он промолчал. Повез нас с такой быстротой, что дух захватывало. <…> 14 верст мы ехали ¾ часа» 

При такой скорости можно считать, что без остановки за десять часов можно преодолеть больше 150 верст пути.

ТРЕТИЙ ФАКТОР: РАЗБОЙНИКИ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ. Одним из опасных явлений на дорогах являются грабежи. Тянущийся обоз или одинокий путешественник может в любую минуту подвергнуться нападению в темноте, поэтому нужно быть всегда начеку. Потому осторожные ямщики обычно мчат не под гору, а в гору. Так спасаются от грабителей, которым легче остановить их в логу или овраге. Ямщик в таких случаях обычно кричит: «Грабят!». Ему достаточно подняться на облучке, как лошади понимают, что от них требуется мчать во весь дух. Также люди запасаются оружием. Объездные ездят вокруг обоза, а возчики кричат, аукают, чтобы показать, что не спят.

Для защиты от разбойников применяют холодное ударное оружие – кистень. Он состоит из короткой деревянной рукоятки, к одному концу которой на цепи или ремне подвешивается ударная часть – груз (многогранная металлическая отливка, камень, гиря), а к другому крепится верёвочная петля для надевания на кисть руки (отсюда название). Рукоять кистеня может быть как длиной с предплечье, так и чуть длиннее кулака. Она делалась из цельного куска дерева. Обойму и ударную часть, как правило, изготавливали из металла ручной ковкой. В телеге или в санях всегда находятся вилы и топор, которые также можно применять для обороны от «лихих людей». Кроме того, с помощью вил дают корм лошадям, а топор необходим для ремонта транспортного средства в случае поломки.

Курьер. Картина Адольфа Шрейера. XIX век. Koller Auktionen

ЧЕТВЁРТЫЙ ФАКТОР: ЛОШАДИ. Многое зависит от пород лошадей, а также от того, как их готовят к длительному пути. До отхода лошадей тщательно откармливают в течение 10 дней. Когда отправляются в путь, то в первый день лошадь не кормят совсем. На второй пряжке (станции) дают только один пуд овса на пять лошадей и каждой только по глотку воды. Умеренность выдачи воды отнимает у них охоту к еде. Затем после каждой станции выдача овса и число глотков воды постепенно увеличивается до того количества, которое лошадь сама хочет принять. Наконец, она получает свободу пить и есть сколько угодно.

По уверению ямщиков, без этой предварительной выдержки лошадь может исхудать за три дня и в течение всей дороги уже не возвратить потерянного жира. Естественно, всё это влияет на скорость и на способность лошади перевозить тяжёлые грузы и людей на большие расстояния в дальнейшем.

СПОСОБ РАССЧИТЫВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ, ПОТРАЧЕННОЕ НА ПУТЕШЕСТВИЕ ВЕРХОМ. Это несложно, делается в несколько простых шагов:

  • Выбираем точки отбытия и прибытия и идём в гугл/яндекс карты/навигатор - в любую программу способную отмерять расстояние в километрах. Например, мы хотим измерить расстояние от Петербурга в Кострому.

  • Отмеряем расстояние, прокладываем маршрут, узнаём цифру в километрах. В нашем случае это что-то около 1000 км. Цифры могут быть точными или примерными.

  • Теперь вспоминаем что лошадь  под ездоком или в обозе в день проходит 30-40 км. Или 18-25 миль. Это мы говорим об остановках на ночлег, среднее состояние дорог, погодные условия и так далее. В зависимости от вышеперечисленных факторов цифра может уменьшится или увеличиваться.

  • Рассчитываем по формуле: общее расстояние делим на расстояние которое лошадь преодолевает за день и получаем количество времени, потраченное на дорогу. В нашем случае: 1000 (км) / 30 (км в день) = 33,3 (дня). Ну, получается больше месяца надо в среднем, чтобы доехать из Петербурга в Кострому.

  • Перфекционисты могут пойти дальше и подумать о вышеперечисленных факторах, которые могли бы повлиять на их путешествие и среднее число либо увеличить, либо уменьшить.

ИСТОЧНИКИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИЗУЧЕНИЕ:

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+2

18

[hideprofile]

ЯЗЫК ФЛИРТА В XIX ВЕКЕ.
Как тайно признаться в любви или дать от ворот поворот?

© Источник;
Найдено Елизаветой Романовой;

В XIX веке девушкам предписывалось заботиться о своей внешности, скромно опускать глаза при виде мужчин и никогда не оставаться с ними наедине. Но, несмотря на строгий этикет, в юных душах кипела страсть! Тогда и появился язык флирта, который не требовал слов, а лишь посылал таинственные знаки. Какие же?

ВЕЕР

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/t381314.png

В то время веер был и красивым аксессуаром, и способом общения. Он мог помочь намекнуть кавалеру о тайных желаниях. Веер в руках девушки «говорил» следующее:

  • Прикладывала веер левой рукой к правой щеке — «да», если наоборот — «нет».

  • Перекладывала веер в правую руку и держала у сердца: «Я вас люблю».

  • Веер сложен у губ: «Я вам не доверяю».

  • Раскрывала веер и прикладывала его к левому уху: «За нами следят».

Балы только выглядели невинно. Существовали целые пособия, которые помогали разобраться в тайном языке флирта.

ПЕРЧАТКИ

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/t538358.png

У этого аксессуара также был двойной смысл. Речь идет про длинные перчатки выше локтей. Что же скрывалось за тайными знаками:

  • Если дама роняла перчатку, кавалеру стоило понимать это как «да».

  • Уронила обе перчатки разом: «Я вас люблю».

  • Дотронулась во время беседы до подбородка: «Я вас не люблю».

  • Нежно поглаживает перчатки: «Хочу поговорить».

  • Взяла за пальцы перчатки: «Я хочу с тобой танцевать».

Тайные знаки важно показывать незаметно для окружающих!

МУШКИ

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/t540376.png

Изначально мушки были способом скрыть проблемы с кожей, но позже стали особенным языком флирта. Интересно, что в Англии мушки называли «пятнышко красоты» (beauty spot), а во Франции использовали слово mouche — «муха». В России его переименовали в «мушку». Расположение мушки давало кавалерам понять, в каком дама сегодня настроении:

  • ... если мушка в уголке рта — открыта к флирту;

  • ... на кончике носа — смелая;

  • ... в середине лба — неприступная;

  • ... на правой щеке — игривое настроение.

И если в XVII—XVIII веке мушки наклеивали, то в XIX веке — рисовали. Если девушка увлекалась и рисовала себе 3 и больше мушек, это считалось неприличным, ее могли посчитать куртизанкой.

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+1

19

ИНОСТРАННАЯ КУХНЯ В РОССИИ
Небольшая заметка о вкладе иностранной кулинарии в отечественную

© ТГ-КАНАЛ "ПРЯНИКОВ О ПРЯНИКАХ"

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/710527.jpg

«Высокая кухня» в России была заимствована в основном из Франции – сначала Петербургом и Москвой, затем миром многочисленных русских усадеб помещиков. Немецкая же кухня осталась без внимания, хотя высший служебный мир империи в XVIII-XIX веках был заполнен сотнями тысяч немцев.

Но немецкая кухня всё же внесла неоценимый вклад в отечественную кулинарию – через печь «голландку» и предназначенную для неё утварь.

Об этом эпизоде русский кулинарной истории напоминает историк Светлана Бородина.

«Вместо привычной поварни появляется новое слово «кухня», новые очаги, кухонная утварь, новые приемы тепловой обработки, новые продукты. В течение первой половины XVIII века русские печи заменяются голландскими плитами с духовками и открытыми конфорками, на которых удобно было жарить, особенно в большом количестве жира.
Как и сама печь с плитой, новая посуда явилась голландско-немецким заимствованием, о чем свидетельствует этимология слов: «кастрюля» происходит от немецкого Kasserolle (ст.-нем. Kastrol), «противень» происходит от немецкого Bratpfanne («сковорода для жарения»), «дуршлаг» от durch schlagen («положить насквозь») и т.д.

Как огневая плита потеснила русскую печь, так и расположенная внутри дома кухня начала заменять старинную отдельно стоящую поварню. В дворцовых кухнях вельмож появляются вытяжные колпаки, не позволяющие чаду и запахам проникать в жилые помещения. Особые поварни ещё встречаются в русских усадьбах первой четверти XIX в., пример та же Малиновка из «Обрыва» И.Гончарова, но по мере того, как однокорпусные дома сменяют старые многосоставные хоромы, отдельная постройка для приготовления пищи уступает место внутридомовой кухне. Устанавливаемая в домовой кухне печь с огневой плитой была более безопасной и гигиеничной, отныне она не служила ни для обогрева, ни для просушки одежды, ни для ночлега, а использовалась только для приготовления пищи, поэтому требовала меньше топлива. Готовить на огневой плите значительно быстрее, кушанья не нужно переносить в дом, а можно подавать горячими прямо с плиты, нет необходимости перед подачей на стол предварительно разрезать крупные части или целые тушки, так как можно жарить сразу порционные куски и т.п.».

Светлана Бородина, «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата», №2, 2010.

Да, ещё на тип питания оказала большое влияние и английская кухня:

«Английская система сервировки начинает распространяться в России с середины XIX века - она требует, чтобы все блюда подавались на стол сразу. Потом подаются лишь жаркое и пирожное. При этом перед каждым участником застолья ставилось блюдо, которое он должен был разложить на всех. Получалось этакое «стихийное хозяйничание» с передачей тарелок и обслуживанием рядом сидящих дам, практически на современный манер. Это позволяло и вовсе избавиться от слуг в столовой. Именно с этого времени начинается мода на чайники на спиртовке, различные кухонные приспособления (например, овощерезки, позволяющие готовить салат прямо за столом и т.д.), дабы избавиться от лишних ушей и не стеснять себя в разговорах».

Светлана Бородина, «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата», №2, 2010.
[hideprofile]

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+1

20

[hideprofile]

ПРАЗДНИКИ КРЕСТЬЯН I ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русскогоnтрадиционного общества.

Прежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не вступили  в брак.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось: пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу.

Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками .

Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т.п. Различались русские праздники и по своему происхождению. К установленным православным вероучением относились Пасха с двунадесятыми, то есть двенадцатью праздниками в честь Иисуса Христа и Божьей Матери.

Храмовые праздники

Отдельная группа праздников это храмовые.  Храмовые — местные праздники, отмечавшиеся в дни освящения храмов или в дни памяти о значительных событиях из жизни святых, в честь которых построены храмы. Они отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в, то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях.

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/397087.jpg

Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины — художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.

В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе на предшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все, кто мог (включая стариков и детей), участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника. Главным в народном восприятии храмового (престольного) праздника была его особенная святость, тесно связанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тоже составляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами.

На храмовый праздник «дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый». Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост – рыбу.  Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня.

Храмовые праздники не имели такой особенной окраски, присущей именно данным дням, как некоторые календарные, за исключением тех случаев, когда они совпадали с последними (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица).

Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.

Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном — братниной или общественным молебном.

Народные забавы

С Пасхи до Петрова дня молодежь водила хороводы. Девочки ходили в хоровод с 12-13 лет, но полноправными его участниками становились в 16 лет. Мальчики с 13 лет или с 17-18 лет, в зависимости от традиций данной местности. Допускались дети и 8-10 лет, но они были зрителями и рано уходили домой. Могли приходить на хороводные игры и молодожены. Водили хороводы за деревней, либо на особом месте в самой деревне, а иногда и просто на деревенской улице у ворот девушки, которая была "царицей" в хороводе. Хороводных игр было много; их отличало искреннее веселье, отсутствие принужденности, чопорности, натянутости.  В середине сентября завершалась жатва и именно тогда открывался веселый сезон в жизни деревенской молодежи: начинали устраивать вечерки, являвшиеся одной из излюбленных форм досуга. Собирались в избах, с работой или без нее. Избу откупали у кого-нибудь из односельчан, а иногда договаривались с какой-нибудь одинокой старухой, чтобы она пустила вечерки на весь сезон. На вечерках пели, плясали. Наблюдателей поражало обилие игр на вечерках. Взаимоотношения молодых людей на вечерках было достаточно вольным. Церковь пыталась бороться с этим, но толку от этого никакого не было. В основе твердости нравственных позиций крестьянской молодежи лежала вера и понятие о грехе. Губитель девичьей чести изгонялся из девичьего общества и лишался права жениться на другой невинной девушке. Деревня строго относилась к девушкам, потерявшим свою невинность, однако была сурова и к молодым людям, совершившим грех. Для замужних женщин  специфическими общественными формами досуга в свободное от полевых работ время служили капустники, супрядки.

Источники

Материалы по теме с Указа

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

0


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­ » БИБЛІОТЕКА » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛЪ » Записки о быте;