Традиционная одежда для старообрядцев имеет исключительное значение. Это связано с тем, что старообрядцы используют её для богослужений. Именно обрядовой функцией традиционной одежды обусловлена её сохранность в старообрядческой среде. Еще одним важным фактором формирования комплекса традиционного костюма и представлений о нём в старообрядческой среде является религиозность. Традиционная одежда старообрядцев является внешним выражением религиозных принципов. Вопрос о сравнении традиционной одежды территорий, из которых переселялись старообрядцы, с тем, как эволюционировала одежда после переселения в места современного проживания, остается открытым, так как на данный момент отсутствует фундаментальное исследование, посвященное традиционному костюму старообрядцев.
Традиционная одежда, использующаяся для моления, называется моленной или молельной. Вообще же традиционная одежда, используемая и при повседневном ношении, именуется християнской (так как официальное, закрепленное во внутренних документах самоназвание старообрядцев — християне), носить которую православно. В настоящий момент подавляющее большинство старообрядцев не носит традиционную одежду в повседневности. Однако предпринимались попытки на нескольких соборах ввести за правило носить в быту традиционную одежду.
Моленная одежда имеет более высокое положение, чем любая другая. Её стирают отдельно и всегда в начале стирки. Если до стирки там было стирано поганое, то сосуд, где стирали (либо стиральную машину), полагается «исправить» (совершить определенный чин окропления святой водой). Моленная одежда хранится отдельно от другой, не смешивается. Есть сведения, что в более ранний период моленную одежду хранили в моленной избе или часовне. Моленную одежду изготавливают самостоятельно либо заказывают у специальных людей: благословленных портных или жителей скитов.
Условно старообрядчество можно поделить на более либеральное городское и более радикальное «сельское». Отличия между ними имели место и в одежде. Среди «сельского» крыла более распространены были вещи из домотканого материала, который назывался «своедельщина». Бытовую, повседневную мирскую одежду шили сами, как правило из своедельщины. Крой повседневной и моленной одежды никак не различался и зависел от особенностей местности. Для моленной одежды старались использовать покупные дорогие праздничные ткани.
Женский праздничный костюм: Шугай, юбка, кокошник, платок
Существует также и разделение одежды по цвету. Для каждого церковного праздника избирается определенная цветовая гамма. Для господских (посвященных Христу, например, Пасха или Преображение Господне) праздников — белый, красный, черный (различают до 7 оттенков), фиолетовый (цвет царского пурпура). Для богородичных (посвященных Богородице, например, Покров или Благовещение) — голубой, светло-фиолетовый (цвет чинов ангельских), розовый. Для апостольских (праздников, посвященных апостолам, например, на Иоанна Богослова или Петра и Павла) — красный, для святых (посвященных святым, например, Николе Чудотворцу) — синий, для пророческих (посвященных ветхозаветным пророкам, например, Илие) — зеленый.
Придя на молитву, християнин обязан надеть вещь, соответствующую цвету праздника. Чаще всего у мужчин это рубахи (т.к. кафтан всегда однотонный) либо пояса, у женщин — шали либо сарафаны и рубахи (в последнее время в связи с отсутствием материала чаще всего только шали). Во время Великого поста одежды должны быть темных тонов: черные, темно-синие, коричневые, темно-фиолетовые.
Среди используемых техник вышивки преобладают поздние швы — тамбур и крест, сохранились и образцы рубах с применением техники заполнения тамбурной вышивки ковровым швом. В качестве украшения женских рубах, в подавляющем большинстве применяются кружева, но встречаются и поликовые рубахи с вышивкой.
Детали отделки одежды также имеют своё значение. Для некоторых общин важно чтобы косоворотка была подрублена, то есть с внутренней стороны по подолу и манжетам рукавов должна быть пришита полоса ткани — подштаферка. Аналогично и на подоле косоклинного сарафана. Однако в обязательном порядке, помимо подштаферки, должна была присутствовать щетка. Эта деталь фактически используется для того, чтобы предохранять ткань от истирания при ношении.
Пояса в подавляющем большинстве тканые на топках выкладные с текстами молитв и псалмов. Различия в цвете и форме поясов для мужчин и женщин не существует. Завязывается пояс на молитву путём складывания его пополам и повязывания передвижной петли. При вседневном ношении таких требований к поясу не предъявляется. Виды узлов и обычай ношения с той или иной стороны концов пояса, ширина, цветность и изобразительные мотивы разнятся и зависят от конкретной местности. Так же как и составляющие комплексов одежды напрямую зависят от местности проживания и исторически сложившегося там костюма.
Мужская мода в старообрядческом мире подлежала строгой религиозной регламентации. Статьи уложений соборов XVIII-XIX вв. содержат подробные указания о том, какая одежда и какого кроя является допустимой как для ношения во время служб, так и для повседневной носки. Традиционный мужской комплекс старообрядцев состоит из рубахи, портов, головного убора и кафтана. Тельная одежда представляет собой классические общерусские образцы — туникообразные рубахи, рубахи на кокетке и рубахи позднего сорочечного покроя (две полочки и втачные рукава). В обязательном порядке на рубахе должен присутствовать ворот-стойка и ширинка (так называли планку на груди).
Вседневные рубахи могут быть кубовыми (сделанными из крашенины) и из другой своедельщины. Для вседневных рубах нет особых предписаний. Моленная рубаха должна быть праздничной, то есть иметь вышивку или быть сделанной из богатой ткани (шелк, кашемир), допускаются также ткани с набоем — рисунком.
«Брюки шили из плисового шавиота… мода была на портянки»; «Носили простые однотонные суконные шаровары, покупные… вправляли в сапоги… дома молились в брюках на роспуск [то есть штанина поверх сапог]».
Из головных уборов предпочитают носить валяные шапки, средневековые своедельные колпаки, меховые шапки, крытые сукном или более дорогой тканью.
Едва ли не самой важной частью мужского гардероба является кафтан. Кафтан-поддевка (отрезной и приталенный) вошел в моленный комплекс старообрядцев. Среди указаний соборов встречаются указания на то, какими должны быть моленные кафтаны и какая верхняя одежда допустима к ношению в повседневности. Среди образцов встречаются самые разнообразные крои кафтанов: отрезные по талии со сборкой сзади (так называемые «подевки»), с восьмью встречными и очень глубокими складками, с восьмью борами (по четыре на каждой стороне). Цвет кафтана должен быть однотонный. Ткани с рисунком (набивом) не допускаются для пошива кафтана. Чаще всего кафтаны шьются из тонкой шерсти синего, темно-синего, оливкового, коричневого, серого или черного цвета. Кафтан на молитве подпоясывать не полагается. Однако в повседневной носке поверх кафтана надевается какая-либо разновидность верхней одежды. В летнее время — армяки, азямы, сермяги. В зимнее — шубы и полушубки, крытые сукном.
Невьянский двубортный кафтан
Кафтан-поддевка
В качестве обуви в повседневности носят лапти, обутки и поршни — кожаная обувь, а также сапоги.
Женский комплекс имеет гораздо большее разнообразие, чем мужской. Состоит из рукавов (самое распространенное название женской рубахи), сарафана, головного убора, платка и пояса. Рубахи-рукава. «Рукава» чаще всего шьются из богатой ткани разнообразного покроя: поликовые, бесполиковые, с рукавом-«окороком». Большинство встречающихся женских рубах имеют ворот-стойку, застегивающуюся либо на пуговицу, либо застежки-схватцы, либо на запонки или завязки. Однако встречаются и рубахи с открытым широким воротом. В качестве украшения на праздничных женских рубахах применяются в основном купленные у скитников либо на ярмарках кружева. Есть сведения, что у нательной праздничной рубашки были вязаные кружева и кокетка. Рубахи же у богатых были «с кружевами и узкими внизу рукавами» — это так называемый крой-окорок, при котором рукав сильно заужается к концу.
Женский праздничный костюм: Сарафан, рубаха, повойник, фата. Крой сарафана: три прямых полотнища, соединенных на спине
Сарафаны. Сарафан имеет особое значение для традиционной одежды старообрядцев.
«Известен случай 1748 года, когда старовер Иван Резанов, «бивши жену свою, приговаривал, чтоб не носила юбок и рубах с манжетами, а носила б сарофаны, ибо они, раскольники, обычне в новом платье новую веру, а в сарофанах старую полагают веру».
© Н.Н. Покровский
Выше мы уже показали, насколько разнообразными могли быть цвета сарафанов. При этом черному цвету придавалось особое значение. Встречаются упоминания о том, что на моление женщины надевают темные сарафаны.
Слева: женский праздничный костюм: Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок. Справа: сарафан, спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой»
Выделяют несколько видов сарафанов. Самые архаичные напоминают средневековую верхнюю одежду. Самым архаичным видом считают прямые и прямоклинные сарафаны, сарафаны-ферязи, отличительной чертой которых является полностью закрытая спинка. Отголоски таких сарафанов встречаются у уральских казаков-староверов, а также у части старообрядцев центральной России и Урала. Затем появляются косоклинные сарафаны, отличающиеся наличием более узких лямок, и более узкой спинкой, которая постепенно превращается в «лапушку»/«лягушку».
Для молитвы используют только косоклинные сарафаны на 2, 4, 6 и 12 клинов. Отделывают они позументом по обе стороны переднего шва. Большинство сарафанов являются полностью распашными. Нередко в моленных сарафанах делается особый карман под лестовку (вид старообрядческих четок) и «подрушник». Зачастую косоклинные сарафаны употребляются только на молении, для гуляний существуют отдельные «гульбошные» сарафаны.
Косоклинный распашной сарафан
Головной убор. Одной из самых сложных значимых и разнообразных деталей традиционного женского костюма старообрядцев является головной убор. Именно по нему определялся семейный статус женщины. Девичий головной убор состоит из одной косы, заплетенной до конца косоплёткой (особой веревочкой, зачастую у девушки не до конца заплетенная коса воспринималась как знак сиротства), девичей повязки и платка. Принципиальное отличие девичьего головного убора от женского — это открытость теменной части, из-под которой выпущена коса. Женщина плетет две косы, убирая волосы полностью под головной убор. Это общерусская черта, сохранившаяся в среде староверов. Женский головной убор был трехчастным и надевается на основу из двух кос, заплетенных косоплёткой, уложенных особым образом на макушке. Косы либо продеваются в основания друг друга и укладывались вокруг образовавшейся «корзинки» или «куфты», либо равномерно обвивались вокруг макушки головы. Сверху на данную конструкцию надеваются уже упоминаемая нами в первом разделе шашмура (волосник), поверх которой надевался повойник (иногда его называли шамшуркой, шашмурой) или сорока (функционально то же, что и повойник, но отличало её наличие «хвоста»), поверх которой надевался платок.
Платок у старообрядок в ситуации богослужения надевается в роспуск, закалываясь на булавку. Причем по манере надевания платка также можно определить семейный статус женщины. Девицы и молодухи надевают платок на кромку, родившие женщины-бабы и старухи надевали платок на уголок. Если женщина замужем, но по каким-то причинам мужа нет и она намерена вступать в новый брак, то она носит платок на уголок, при этом заплетая одну косу, если же не намерена — продолжает носить трехчастный женский головной убор, надевая платок на кромку. И девицы, и женщины надевают платок так, чтобы он полностью скрывал линию волос. Стоит заметить, что описанные выше обычаи не являются универсальными во всех общинах. Зачастую манера надевания платка зависит от местной традиции, которая может отличаться от традиции соседней общины. Среди головных уборов старообрядцев используется кокошник. Это высокий архаичный женский головной убор, к которому крепилась длинная фата. Такой убор немного старомоден к началу 19 столетия, но его ещё носят.
Женщины и мужчины носят схожую по крою верхнюю одежду, отличие заключается лишь в богатстве и испещренности отделки и праздничности тканей. Поверх сарафанов надеваются епанички-душегреи — безрукавная одежда для верхней части тела. Душегреей или полукафтанчиком можно называть и одежду с рукавами, скроенной как кафтан, но укороченной. Встречаются образцы, выполненные из парчи, подклад которых утеплен ватой, паклей или куделей. Сверху можно надевать шубы и полушубки.
В качестве обуви в повседневности носят лапти и обутки, в праздники надевают особую обувь. В XIX веке очевидцы упоминают даже золотошвейные женские туфли.