АДМИНИСТРАЦІЯ


ПОСЛѢДНІЯ НОВОСТИ

20.11. У нас завершился персонажный марафон! Далее...

ДЛЯ НАСТРОЕНІЯ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ

на оригинальный проект по альтернативной истории Российской Империи начала 19 века. В центре сюжета - магия, признанная на государственном уровне. Маги - привилегированный слой общества. Только здесь - мир Толстого и чары, Наполеон и боевая магия, поэты золотого века и волшебство!

НЕОБХОДИМЫЕ ВЪ СЮЖЕТ

"Гиацинты"Маги-народникиИмператорская семья"Асмодейки"Консерваторы и реформаторыБродячие артистыПерсонажи из книгРусский детектив

ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­ » БИБЛІОТЕКА » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛЪ » Записки о быте;


Записки о быте;

Сообщений 21 страница 28 из 28

1

В теме будут разные статьи и другая информация о быте и повседневности начала XIX века. А пока обратите внимание на самые распространённые ошибки и постарайтесь этого не допускать в постах:

1) Дружба и панибратство между сословиями:
В основном, дворяне считают обоснованным своё превосходство над прочими сословиями, поэтому дистанция сохраняться будет даже в том случае, если знатный человек добр и любезен. А более всего это будет чувствоваться в отношениях дворян и крепостных крестьян: последних многие не будут оценивать иначе, как свою собственность. И не потому, что все дворяне злые, а в силу мировоззрения, которое складывалось не одну сотню лет. Исключения могут быть, но обоснованные, в рамках реалий времени и не повальные.

2) Эмансипированные женщины:
Конечно, феминистические идеи возникли ещё в XVIII веке, но, тем не менее, общество остается патриархальным, и большинство женщин воспитывается с соответствующим взглядом на мир (опять же исключения, конечно, тоже бывают, но не носят массового характера). Более того, на законодательном уровне женщина остается полностью зависимой от мужчины (отца, опекуна или супруга). Без его разрешения она не может вступить в брак, куда-либо уехать или пойти работать. Знатные девицы не могут сами появляться в свете, только в сопровождении старших родственников. Совершать в одиночестве прогулки также для женщины считается не совсем уместным. Относительную свободу могут получить богатые замужние дворянки с собственным приданым - благодаря финансовым возможностям они могут и без развода добиться возможности раздельного проживания с супругом. Так же они в праве самостоятельно распоряжаться своим имуществом - продавать его или оставлять в наследство кому-либо.

3) Свадьба - дело далеко не только личное:
Если человек находится на службе - он обязан испросить разрешение на брак у своего начальства, если речь о придворной службе - то у императора или императрицы. Вступление в брак без оного разрешения обернется загубленной карьерой. Также же брачующиеся перед свадьбой обязаны в своем приходе запросить соответствующие документы - брачные обыски, подтверждающие, что нет никаких препятствий для вступления в брак: жених и невеста не состоят в родстве, оба в брачном возрасте, не состоят уже в другом браке, способны исполнять супружеский долг и т.д. На препятствия могут закрыть глаза, когда женятся лица высокопоставленные и знатные. Желательно также иметь разрешение и благословение родителей, отсутствие оного может обернуться скандалом с лишением наследства или стать даже поводом для развода. Формально нельзя по закону женить против воли, но при наличии воли родительской или императорской, свадьбы будет избежать сложно. Наконец, в Российской Империи нет института гражданского брака, все браки заключаются в церкви. Именно поэтому получить развод крайне сложно, хоть и возможно при определенных условиях. 

4) Мезальянсы (неравные браки):
Случаются крайне редко и несут за собой огромные последствия. Дворянину нужно быть готовым к тому, что он распрощается с карьерой (его отправят в отставку), и к тому, что перед ним закроют двери почти все приличные дома.   

4) Титулы, чины и должности:
Все три понятия означают разное, но, в той или иной степени, взаимосвязаны между собой.
В Российской Империи невозможно приобрести титул за деньги, его может даровать только император. Обращение к знатному человеку всегда по титулу, если таковой имеется (при наличии нескольких титулов, обращаться будут по самому высокому). Если у дворянина, состоящего на службе, нет титула, то к нему обращаются в соответствии с его чином. Подробнее все обращения можно посмотреть здесь. Не стоит путать княгинь и княжон. Княгини - супруги князей, княжны - незамужние дочери оных. Также не стоит забывать, что супруги и дочери членов императорской семьи носят титулы великих княгинь и великих княжон, и это не тоже самое самое, что просто княжны и княгини. Наконец, о чинах и должностях - и то, и другое есть у человека, состоящего на государственной (гражданской или военной) службе.

Примеры

- граф N имеет чин генерал-лейтенанта и исполняет должность командующего 4-м пехотным корпусом; обращаются к нему по титулу - Ваше сиятельство
- господин N имеет чин действительного статского советника и исполняет должность обер-секретаря секретной экспедиции Коллегии иностранных дел: обращаются к нему по чину - Ваше высокопревосходительство

5) Этикет и церемониал:
Для аристократии - очень важные понятия. Вольное отношение к этикету может создать дурную репутацию с соответствующими последствиями. Одна из самых распространенных ошибок - поцелуи руки всем дамам без разбора. Целуют руку только замужним дамам, вдовам и членам императорской семьи, девицам - просто кланяются. Также при соблюдении этикета и церемониала огромное значение имеют титулы и чины - чем они выше, тем более почетное место отводится человеку на различных церемониях/за столом и т.п. Замужние дамы и вдовы занимают места в соответствии с положением своих супругов, девицы - отцов. 

6) Церковь и её роль в обществе:
Магия, конечно, в той или иной степени, изменила отношения общества и церкви, но, тем не менее, она по-прежнему продолжает играть значимую роль. Людей, которые открыто заявляли бы, что они атеисты - почти нет. Посты, церковные службы и праздники - соблюдаются. Переход из православия в другую конфессию, даже христианскую, многими будет восприниматься едва ли не как государственная измена. Официально запретов, конечно, нет и преследоваться человек никак не будет, но осуждение общества почувствует в полной мере. При этом на иностранцев не давят и не требуют от них перехода в православие. С этой стороны присутствует веротерпимость.

7) Певицы, актрисы, балерины - дамы полусвета:
Это значит, что их могут приглашать, например, ко двору или в знатные дома для выступления, но проходить они будут через черный вход. С ними могут проводить время, общаться, танцевать, совершать прогулки и даже вступать в любовные связи, но едва ли женятся, иначе см. пункт 4. Отношение к людям творческой профессии в XIX веке совсем отличное от современного. Даже самых знаменитых и богатых аристократы никогда не признают равными себе. Более того, для дворянской дочери пойти в актрисы или певицы - позор всей семье.

[hideprofile]

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+1

21

ЩИ: ВИДЫ, РЕЦЕПТЫ, ИСТОРИЯ
Поговорим о традиционном русском блюде

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/138233.jpg

Щи являются символом русской национальной кухни. О большом значении щей в питании русских говорит и неисчислимое количество пословиц и поговорок, где упоминается блюдо: «Щи да каша — пища наша», «Где щи, там и нас ищи», «Тех же щей, да пожиже/погуще влей», «Это тебе не лаптем щи хлебать», «Поучи жену щи варить» и т. д.

В русской кухне можно найти не меньше сотни различных рецептов щей. Вот рецепт  1794 года:

Шти зборныя
"Возми свинины, говядины, ветчины, изрезанного на части гуся и двух кур, кислой белой капусты и искрошенного кружками луку. Вари всё то вместе; подправь мукою с маслом, как то сказано выше, и после подбеливай сметаною."

© Н. П. Осипов. Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха

Однако щи, которые ели наши предки отличались от современных. Бедные слои населения варили в основном «пустые» щи из кореньев, зелени и крупы. Те, кто побогаче, ели «полные» щи с мясом, салом, грибами и т. д. У знати особой популярностью пользовались щи с головизной, то есть с головой стерляди. Такие щи напоминали современную уху.

Вообще рецептов щей до революции было великое множество. Варили их, используя все богатство фантазии и учитывая наличие продуктов в закромах. И у каждой хозяйки был обязательно свой секрет, как лучше их заправить, потомить, сколько времени подержать в печи… При этом щи никогда не приедались. Была даже такая поговорка: «Отец родной надоест, а щи никогда не надоедят».

Особой любовью у всех слоев населения пользовались суточные щи. Они отличались тем, что приготовить их можно было только зимой. Дело в том, что суточные щи было принято выставлять на ночь на мороз. А на следующий день щи размораживали, и только тогда они считались полностью готовыми. Вот такой была технология приготовления.

Считалось, что после разморозки каждый ингредиент в щах приобретает более насыщенный вкус. К тому же, такой рецепт щей помогал хозяйкам снарядить мужей в дальнюю дорогу. Они давали мужьям с собой замороженные щи.

Такое блюдо могло долго хранится в пути. Отправляясь зимой в дальние поездки, щи замораживали в специально сплетенных для этого берестяных коробах объемом приблизительно в 10 л. При необходимости замороженные щи разрубали топором и разогревали в котелке на костре. Такие щи мало того, что долго не портились, они ещё и приобретали необычный вкус.

Такие щи особенно любили русские ямщики, которые часто брали замороженные щи с собой в дорогу. Это заметили трактирщики, которые ввели в своё меню суточные щи, приготовленные из замороженной квашеной капусты. Такие щи пользовались в трактирах невероятным спросом. И это при том, что в трактирах борщ стоил 10 копеек, а суточные щи 50 копеек и более.

Сегодня уже мало кто помнит такой рецепт суточных щей. Суточными называют щи, которые запекают в горшочках. Горшочки накрывают тестом и сверху получается хлебная лепешка. Эти горшочки на ночь оставляют в духовке и на следующий день они считаются готовыми. Однако настоящие суточные щи именно выставляют на мороз. И готовятся они обязательно из квашеной капусты, а не из свежей.

Двойные щи — любимое блюдо Пушкина. Поэт Александр Пушкин был известным гурманом, однако он любил и простые блюда из русской кухни. К русским блюдам поэта пристрастила няня Арина Родионовна, которая помимо хорошей сказочницы была ещё и искусной стряпухой.

Особенно Александр Сергеевич любил щи. Близкая знакомая Пушкина Александра Осиповна Россет, фрейлина русского императорского двора, писала в своих мемуарах, что когда гостила в семье Пушкина, с удовольствием ела щи и рубленые котлеты с гарниром из шпината или щавеля.

«Я любила обедать у Пушкина, а обед составляли щи или зелёный суп с крутыми яйцами, рубленые большие котлеты со шпинатом или щавелём, а на десерт — варенье с белым крыжовником».

© Александра Осиповна Россет

Поэт уделяет щам особое место в своём творчестве. Он упоминает их во многих описаниях различных застолий.

«Ну вот уж полдень. В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт;
Хлеб-соль на чистом покрывале,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит».

© А. С. Пушкин, 1815 год, «Послания к Юдину»

«Мой идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой,
Да щей горшок, да сам большой…».

©  А. С. Пушкин, «Отрывки из путешествия Онегина»

Однако тогда в зажиточных домах и в ресторанах варили в основном «двойные щи», простые щи считались едой для бедных.

Двойные щи представляли собой щи, сваренные на основе протёртых через сито простых щей.

Современник Пушкина В. Ф. Одоевский (известный писатель и кулинарный гурман, публиковавший свои кулинарные рецепты под псевдонимом «доктор Пуф») в приложении к «Литературной газете» давал такой рецепт двойных щей.

«Я реко­мен­дую щи двой­ные. Для сего нака­ну­не сва­ри­те щи, как обык­но­вен­но, из све­жей капу­сты или ква­ше­ной, двух мор­ко­вей, одной репы и двух луко­виц; на ночь поставь­те в гли­ня­ном горш­ке на мороз; поутру разо­грей­те, про­пу­сти­те сквозь сито жижу, а гущу, т. е. и ово­щи, и говя­ди­ну, про­три­те сквозь частое реше­то и на этой жиже, а не на про­стой воде, вари­те новые щи с новой капу­стой, коре­нья­ми, говя­ди­ной, как обык­но­вен­но. А за 5 минут до готовности вылейте в щи протёртую гущу. Ложка в таких щах должна стоять».

© В. Ф. Одоевский

[hideprofile]

Подпись автора

Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мёд, морошка,
А рядом самовар и мы.

© ИРИНА СТЕЦИВ

Моя творческая тема;

+1

22

ПРОШЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ
Поговорим о репе

© Картина: Эварист Карпантье «Мытьё репы» 1890 год
© Текст ВК-паблик "Кулинарные истории"

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/741377.jpg

Репа издревле была господствующим овощем на русском столе. Она считается исконно русским блюдом, хотя этот корнеплод выращивали и римляне, и древние греки, и европейцы. Но вот только на Руси репа получила то признание, которого не добилась нигде.

До конца 19 века репа на Руси играла такую же роль, как сейчас картофель.

Репа была неприхотливой в выращивании и при этом очень урожайной. Народ даже придумал поговорку про репу: «В землю крошки, а из земли лепешки».

Также репа могла долго храниться, поэтому на столе русского человека она была практически круглый год. Причём в своё меню её включали как крестьяне, так и дворяне. Блюда из репы были даже в меню ресторанов и трактиров.

До наших дней дошли пословицы «Проще пареной репы», «Дешевле пареной репы». Эти выражение были очень расхожими и использовались повсеместно. Например, один из героев романа «Мертвые души» Гоголя говорит: «У вас душа человеческая все равно, что пареная репа».

Появились такие пословицы именно потому, что репа наряду с хлебом и крупами была основным продуктом питания, стоила довольно дёшево и готовилась очень просто.

Также можно вспомнить и знаменитую сказку про репку, которая появилась также из-за популярности этого корнеплода.

Из репы готовили много блюд, такие как репяная каша, похлёбка-репница, варили щи с репой вместо картошки и т.д.

К сожалению, сегодня репа незаслуженно забыта. Этот корнеплод сейчас очень сложно найти на прилавках магазинов. Она практически ушла из меню россиян и только недавно о ней начали вспоминать любители здорового питания.

И это неспроста. Ведь в репе содержится много витаминов и других полезных веществ. Например, в ней много витамина С, который незаменим для иммунной системы и не только.

Также репа богата кремнием, который является лучшим другом женской молодости и красоты.

В древности репой лечили цингу, кашель, боль в животе и многое другое. Вот что писал более двухсот лет назад о целительных свойствах репы доктор В. А. Левшин: «Корень репы прохладителен, отверзает утробу и довольно питателен. Сок из свежих реп, на терке истертых, выдавленный и подваренный с сахаром, составляет верное средство от цинги во рту; мазание оным опухших и кровоисточающих дёсен исцеляет их дня в два».

Подпись автора

Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мёд, морошка,
А рядом самовар и мы.

© ИРИНА СТЕЦИВ

Моя творческая тема;

+1

23

КУХАРКА
Тяжёлая профессия XIX века

© Картина: А. А. Попов «Утро на кухне (Кухарка)», 1863 год
© Текст ВК-паблик "Кулинарные истории"

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/42079.jpg

В XIX веке люди с хорошим достатком имели не менее трёх слуг. Обычно это были кухарка, горничная и лакей. Богатые люди, такие, как дворяне, аристократы, чиновники высокого ранга, купцы 1 гильдии и т. д. имели в доме от 5 слуг и более. А вот семьи небогатых мелких чиновников, учителей и прочих не слишком состоятельных граждан имели зачастую из прислуги лишь кухарку.

И таким кухаркам часто приходилось несладко, так как на них взваливали множество тяжёлых обязанностей.

В задачу кухарки обычно входило: утром, за час до пробуждения хозяев поставить самовар, затем приготовить чай и завтрак, к завтраку обычно подавали разогретые остатки вчерашнего обеда; затем кухарка получала от хозяйки список продуктов для приготовления обеда и шла на базар за покупками.

После этого кухарка готовила обед, подавала его на стол (если не было горничной), собирала и мыла посуду (если не было судомойки). Также кухарка должна была в течение дня держать горячим самовар, и подавать чай и кофе по первому требованию хозяина или хозяйки.

Тяжелее всего кухаркам приходилось, если хозяева часто принимали гостей, а также в праздничные дни. Готовки тогда было в разы больше. Хотя нередко к праздникам нанимался отдельный повар.

Если кроме кухарки слуг в доме не было, то к её обязанностям прибавлялась топка печи, чистка хозяйской одежды и обуви, мытьё посуды, уборка на кухне и в комнатах, хождение в течение дня по магазинам (хозяева-мужчины часто посылали кухарок за пивом, папиросами и т. д.), иногда кухарки даже сами кололи дрова.

При этом жалование кухарки составляло 7-12 рублей в месяц, причём зависело оно не от количества обязанностей, а от щедрости хозяев. Если с кухаркой жил ещё и ребёнок, то зарплата была и того меньше.

В кухарки часто шли женщины, приехавшие из деревни в город, их устраивала такая работа, так как хозяева всегда предоставляли бесплатное жильё. Однако при этом у кухарок практически не было выходных.

От тяжёлого труда кухарки часто болели, распространёнными заболеваниями у них были мигрени, проблемы со зрением из-за чада и пыли, бронхит, воспаление легких, ревматизм.

Подпись автора

Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мёд, морошка,
А рядом самовар и мы.

© ИРИНА СТЕЦИВ

Моя творческая тема;

+1

24

О СОЗДАНИИ ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ

© Русская правда. Перекрёстки бытия

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/978062.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/2/305296.jpg

12 августа 1810 года Император Александр I подписал указ о создании Царскосельского лицея, проект которого разработал Михаил Сперанский, уже тогда известный своими реформаторскими идеями.

Сперанского очень беспокоило, что не хватает людей, способных понять и претворить в жизнь его нововведения. Как ему хотелось подготовить людей, способных объять, охватить, осмыслить и упорядочить всё системою. Появилась необходимость воспитания дворянских детей, сделать их образованными и эффективными чиновниками, и для этого в лицее применялись самые передовые методы образования и воспитания детей. Предполагалось, что здесь дети будут получать не только среднее, но и высшее образование.

Новое учебное заведение должно было заняться просвещением братьев Александра I. Великим князьям Константину и Николаю тогда было 21 и 14 лет. Как он сам говорил, что перед тем, как их отдать в университет, надо бы отвлечь от маршировки и дворцовых привычек, а сверстники своим примером помогут со временем стать им более добродетельными. Но подобная идея не была принята их матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. С коррективами по организации лицея выступили и император, и министр просвещения Разумовский. Ими не была принята идея о наборе юношей из разных сословий – только дети дворян. Да и количество лицеистов не должно было превышать 50 человек. Для лицея был выделен флигель Екатерининского дворца. У каждого лицеиста была своя комната (келья – как называл ее А. Пушкин). В комнате была железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.

12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея. Как и было положено в те времена, все началось с молебна, а уж потом начались протокольные мероприятия. На открытии присутствовал император с супругой и матерью, высшие сановники государства. Сегодня спросите любого гражданина, вряд ли кто-то вспомнит, что открывал лицей Александр I, зато всякий помнит, что там учился Александр Пушкин. В памяти народной Лицей так и остался «пушкинским».

Отгремели торжественные марши открытия и начались ученические будни воспитанников. Не знаю, как бы понравилось современным мальчикам обучение в лицее, но в то время считали, что распорядок дня способствовал развитию юношей. Ко дню выпуска молодые люди становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми и что очень важно, нравственно здоровыми людьми. Наши мальчики и девочки никаких ограничений в жизни не имеют, но и к самостоятельной жизни вряд ли готовы к окончанию школы.

Так вот, лицеисты вставали в шесть утра и шли на молитву. Евангелие читали по очереди. До завтрака, который начинался в девять утра, проходили уроки. И как нам не вспомнить старую русскую поговорку: «Сытое брюхо к учебе глухо». Да и завтрак, состоящий из белой булки с чаем, не очень отвлекал от занятий. После завтрака обязательной была прогулка в любую погоду. Погуляли – и снова за учебу, пообедали – и снова на занятия. Отдельный час был выделен на чистописание и рисование. Никакого тихого часа – до 17 часов вновь усвоение наук в классах. После полдника и прогулки – повторение уроков. В 20.30 – ужин, а в десять – вновь молитва и отход ко сну. Четкого расписания лицеисты придерживались каждый день. Главные развлечения – по средам и субботам, в эти дни можно было заняться танцами и фехтованием. А еще все должны были посещать занятия по духовному пению. По-моему, все очень симпатично и понятно, но, боюсь, не все со мной согласятся.

Для нормального существования лицей был укомплектован специальным штатом преподавателей и обслуживающего персонала. За образование отвечали семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернера. А к организации жизнеобеспечения был приставлены бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки и прачки. То, что образование ставилось во главу угла, подтверждает тот факт, что профессорами становились только известные отечественные и зарубежные ученые. Лицеисты должны были читать литературу в подлинниках, а между собой и с преподавателями общаться на французском языке. Известно, что за свое знание французского языка Пушкин получил прозвище Француз, правда, он имел еще одно прозвище – Сверчок, но это другая история, и мы рассказывали вам о ней в нашей ранней публикации. На последнем курсе обучения в программу образования ввели верховую езду и плавание. Плаванию обучали в большой купальне в царском саду, занятия проводили матросы. И каждую субботу лицеисты ходили в баню.

Рассказ был бы неполным, если мы не упомянем замечательную библиотеку, основу которой составили книги из юношеской библиотеки Александра Первого. В лицей поступали все новые отечественные и зарубежные издания, осуществлялась подписка на газеты и журналы. Сегодня мы остановились на том, как создавался Царскосельский лицей, какие организационные меры принимались, чтобы он стал одним из лучших вузов и мог готовить нужных специалистов. К сожалению, в одной статье мы не можем рассказать обо всех людях, о событиях, происходящих в лицее. Это тема наших будущих публикаций.

P.S.

Остается ответить на один вопрос: смог ли Сперанский решить кадровый вопрос, создав Царскосельский лицей. Скорее да, чем нет. Планировалось, что выпускники лицея займут руководящие должности на государственной службе, а на деле лицей выпустил сотни выдающихся поэтов, писателей и научных деятелей, многие из которых и государству служили достойно. Россия должна быть благодарна ему за это.

Подпись автора

Ты не поверишь! - сплетни, слухи, легенды.

+1

25

ИСТОРИЯ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА В ЦАРСКОЙ РОССИИ

Подпись автора

Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мёд, морошка,
А рядом самовар и мы.

© ИРИНА СТЕЦИВ

Моя творческая тема;

0

26

ОРАНЖЕРЕИ В XIX ВЕКЕ
Чудо-чудное, диво-дивное

© Записки великой княжны

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/257540.jpg

Оранжереи, как достаточно сложные инженерные сооружения, стали появляться в России уже в конце 18 века и имели два типа. "Сухие" отапливаемые печами, и "паровые", где помимо печи устраивали подогрев грунта, применявшийся только в России. Крупные императорские оранжереи были расположены в Царском Селе, Петергофе и Гатчине. В них выращивали цветы, овощи и экзотические фрукты.

Помимо привычной для царского стола клубники и земляники, в оранжереях выращивали:

  • из фруктов: яблоки, вишню, малину, крыжовник, черную смородину, дыни, арбузы, ананасы, абрикосы, персики, сливы, виноград.

  • из овощей: огурцы, бобы, редис, лук, капусту, зелень (шпинат, укроп, петрушку).

  • из цветов: розы, гвоздики, георгины, сирень, гортензии, флоксы.

Такое обилие плодовых культур позволяло круглогодично поставлять на императорский стол свежие фрукты и овощи.
Фрукты и ягоды доставлялись в комнаты августейших особ и в кондитерскую часть императорской кухни, где из них делали пастилу, мороженое, начинку для пирожков и "конфекты".

Каждый член императорской семьи получал фрукты и ягоды в количестве, зависящем от занимаемого им места в семейной иерархии.
Так самое большое количество ягод поставлялось в комнаты императрицы.

Например, в 1812 году императрица Елизавета Алексеевна получила 1702 ягоды малины и 10636 ягод земляники, а её свекровь, вдовствующая императрица Мария Федоровна - 510 ягод малины и 12952 ягоды земляники.

До 1847 года фрукты и ягоды, выращенные в теплице, было принято считать поштучно. А ягоды, выращенные своевременно на открытом грунте считали корзинами.

В том же 1812 году императрица Елизавета получила 44 корзинки грунтовой малины, а императрица Мария - 35.

Конечно, помимо личных покоев, тепличные плоды шли и на общий стол.
С 1 января 1820 по 1 января 1821 года к императорскому столу и в кондитерскую часть было поставлено:

  • ананасов – 135 шт.;

  • винограда – 15 пудов 31 фун.;

  • зеленого винограда – 11 фун.;

  • персиков – 5609 шт.;

  • абрикосов – 3499 шт.;

  • слив – 1257 шт.;

  • вишен – 5774 шт.;

  • крыжовника – 2 пуда 20 фун.;

  • яблок – 791 шт.;

  • груш – 2 шт.;

  • фиг – 1 шт.;

  • огурцов – 36 шт.;

  • арбузов – 32 шт.;

  • дынь – 50 шт.

Уровень, достигнутый царскосельскими садоводами (среди которых было много иностранцев), к середине 19 века, удерживался вплоть до начала Первой Мировой войны.

Подпись автора

Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мёд, морошка,
А рядом самовар и мы.

© ИРИНА СТЕЦИВ

Моя творческая тема;

0

27

БЛИНЫ, КОТОРЫЕ ЕЛ ЛЕВ ТОЛСТОЙ

По России идёт Масленица – время блинов.
Встретил воспоминания Софьи Толстой как её муж, прославленный писатель Лев Толстой любил есть блины, и не только на Масленицу.
Блины стали одним из любимых блюд Толстого после того, как он перешёл на вегетарианство. Согласно интервью, которое Лев Толстой дал американскому журналу Good Health:

«Прекратил питание мясом 25 лет тому назад, не чувствовал никакого ослабления при прекращении мясного питания и никогда не чувствовал ни малейшего лишения, ни желания есть мясное».

Но отсутствие мяса привело Толстого к увеличению приёма пищи.
Невестка Льва Николаевича, Ольга Дитерихс в своих записках вспоминала типичный приём пищи Толстым:

«Выпивал до трёх бутылок кефира, пять сырых яиц, несколько чашек кофе с лимоном, съедал раза три овсянку или рисовое пюре, дутый пирог или что-нибудь в этом роде, например, стопку блинов».

Жена Софья Толстая описывала похожее:

«Сегодня за обедом я с ужасом смотрела, как он ел: сначала грузди солёные, потом четыре гречневых больших гренка с супом, затем квас кислый и хлеб чёрный. И всё это в большом количестве».

В конце концов Софья Толстая составила рацион мужа – как она считала, здоровый. В её домашней поваренной книге остались четыре рецепта блинов, которые ел Лев Николаевич.

Блины обыкновенные.
Взяв фунт с четвертью крупитчатой муки (тонкого помола – ПП) и три четверти фунта гречневой, размешать в полутора стаканах тёплой воды четыре золотника дрожжей, вылить на треть приготовленной мучной смеси. Поместив опару под полотенцем на сотейник с горячей водой, дают тесту подняться, через полтора часа досыпают остальную муку. Взбивать тесто лопаточкой, дать ещё раз подняться, часа через три развести его четырьмя стаканами тёплого молока в соединении с тремя цельными яйцами, столовой ложкой соли и чайной ложкой сахару, а ещё полчаса спустя начинать печь блины.

Блины пшеничные.
Четыре стакана пшеничной муки смешать с тремя стаканами тёплого молока и двумя лотами дрожжей и поставить в тёплое место. Когда тесто подойдет, в него постепенно вливать стакан кипячёного молока, добавить пять желтков, две ложки растопленного сливочного масла, соль, по вымешивании - взбитые в пенку белки, после чего опара выливается на сковородки.

Скороспелые блины.
6 ½ чашки холодной воды, 3 чашки пшеничной и 2 чашки гречневой муки, 2 чайные ложки винно-каменной кислоты; хорошенько всё размешать, причём кислоту и соду положить после всего и тотчас же начинать печь.

Блины молочные. Но за этим названием кроется привычный омлет:
Выпекать из 5 яиц и молока «сколько надобно».

По воспоминаниях домочадцев, Лев Николаевич мог съесть разом 25-30 блинов.

© Из тг-канала "Пряников о пряниках"

Подпись автора

Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мёд, морошка,
А рядом самовар и мы.

© ИРИНА СТЕЦИВ

Моя творческая тема;

0

28

ЛАМПОПО
Оригинальный коктейль XIX века

https://forumupload.ru/uploads/0018/3d/6c/4/576274.jpg

В XIX веке в России был популярен такой напиток, как лампопо. Он был одним из первых алкогольных коктейлей, до этого в России алкогольные напитки не смешивали.

«Лампопо» представлял из себя смесь пива с коньяком, сахаром, сухарями и лимоном. Появился он примерно в первой половине XIX века. Считается, что его придумали купцы, которые были известными кутилами. Обычно, серьёзно подгуляв, они начинали чудить в ресторанах и трактирах. Одним из их развлечений было смешивание алкогольных напитков, и в процессе этого смешивания и появился на свет лампопо.

В ресторанах этот напиток подавался в жбане, куда на глазах у клиентов опускался горячий ржаной сухарь. Сухарь шипел и давал пар, что веселило купцов. Для достижения наилучшего эффекта лампопо пили залпом прямо из жбана.

В трактирах подача была проще, сухари добавляли сразу в напиток. В более дешёвых заведениях лампопо был без коньяка и состоял просто из пива, сухарей, меда и лимона. То есть рецепты могли немного отличаться.

Лампопо очень быстро приобрёл большую популярность, некоторые завсегдатаи ресторанов и трактиров даже стали называть себя лампопистами. Многие классики упоминали этот напиток в своих произведениях.

Например, Дмитрий Григорович в произведении «Просёлочные дороги» писал так:

«Обедать в Троицком трактире и не отведать лампопо — то же, что быть в Москве и не видеть царь-пушки и знаменитого колокола».

А вот что писал М. Е. Салтыков-Щедрин в очерках «Сатиры в прозе»:

«Там тоже лампопо такое есть, что пальчики оближешь!»

Упоминал лампопо и Владимир Гиляровский в повести «Мои скитания»:

«А пока закуску: икорки, балычка, ветчинки ― всё как следует. Да лампопо по-горбуновски, из Трёхгорного пива».

В популярной тогда книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» есть домашний рецепт лампопо:

«Десятикопеечный кисло-сладкий хлеб без цуката нарезать тонкими ломтиками, высушить их как можно лучше, всыпать в суповую миску. Три бутылки пива самого лучшего белого размешать с 1 ½ стак. сахара кусками, которым стереть предварительную цедру с 2 лимонов, влить большую рюмку 2-рублевого рома, выжать сок из 2 лимонов, размешать, процедить и за полчаса до употребления облить высушенные сухари, потом процедить, подавать».

Интересна и история названия этого напитка. Некоторые историки полагают, что «лампопо» — это игра слов, анаграмма от слова «пополам». То есть в напитке было поровну коньяка и пива, отсюда и название.

А вот кулинарный историк Вильям Похлёбкин считал, что название напитка произошло от финского хлебного супа лейпакейто ( leipäkeitto). В XIX веке рецепт этого супа попал в Россию, где вода в супе была заменена пивом, а само блюдо превратилось в напиток. Интересно, что в книге Молоховец лампопо в скобках именуется «финлядский напиток».

Так или иначе, напиток лампопо очень популярен.

© Мария Мельничук | Кулинарные истории

Подпись автора

Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мёд, морошка,
А рядом самовар и мы.

© ИРИНА СТЕЦИВ

Моя творческая тема;

0


Вы здесь » ПЕТРОВСКИЙ УКАЗЪ­­­ » БИБЛІОТЕКА » ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛЪ » Записки о быте;