Прямого ответа на его вопрос Мария не дала. Лишь задала встречный вопрос. Риторический? В случае Александра — да. Он ещё с детства привык часто говорить одно бабушке, другое — отцу, и эта привычка с ним по сей день. Порой он и сам осознаёт, как неприятно слышать ложь, поэтому действительно дорогим людям старается говорить правду, хотя не всегда выходит.
Любимая размякла в его объятиях; тихо всхлипывала, чуть подрагивали плечи — плакала. Решил не успокаивать её. Зная нелюбовь Нарышкиной к таким проявлениям чувств, лучше уж дать ей время. Как говорят, после слёз должно стать легче. Пусть так и будет, даже если эти слёзы украдкой.
Поначалу раздумывал над ответом, почему они так часто лгут друг другу: хотел ответить классической цитатой или словами модного поэта, но в голову лезли те, о которых лучше промолчать.
Например, Цицерон о клятве:
«Лишь однажды солгавший, больше не заслуживает доверия, даже если клянётся всеми богами.»
Разве это так? Он ведь готов был поклясться абсолютно искренне.
Или:
«Боль заставляет лгать даже невинных.»
Публий. Это высказывание ближе всего к сути. Если им приходилось лгать друг другу, значит, что-то вынуждало. Все ведь знали об их отношениях, обсуждали, как будто это вторая семья.
И наконец, Вольтер:
«Ложь — наибольший позор, потому что это тот поступок, который легче всего скрыть и легче всего совершить.»
Но и это не подходило. Ладно, меньше слов — так даже лучше. Александр только крепче прижал её к себе, "вторую жену", как иногда называли Нарышкину при дворе. Они стояли молча неизвестно сколько времени. Саша явно задерживался дольше, чем ожидал — столько всего нужно сделать перед отъездом! Но он и не предполагал, что их последняя встреча перед войной обернётся такой драмой.
Наконец, Мари взяла себя в руки, назвав происходящее между ними болезнью.
— Эта болезнь называется любовью, — улыбнулся Александр.
Он обрадовался, видя Марию "снова в строю": бойкая, шутит, как обычно, обвинила его в чём-то лихом. Явно полегчало. Верна, всё-таки, народная мудрость. Они оба понимали, что причина её состояния — это шутка, в которой всё равно есть доля правды. А потом, друг, она даже вспомнила его слова о том, что это их последняя встреча.
— Да, приказ уже подписан… — теперь уже серьёзно начал он.
Договорить не успел. Все и так знали, что армия отправляется в Вильно, а война неизбежна, хотя Александра до последнего пытались убедить не воевать с Наполеоном. Куда армия, туда и он. Не поехать не мог. Но слова повисли в воздухе. Мария вдруг лишилась чувств и упала бы на землю, если бы Александр не подхватил её в последний момент.
— Мари! Мари! — слегка встряхнув её, он понял, что это обморок.
Ощутив укол совести за прямоту, он окликнул прислугу и, осторожно подняв Нарышкину на руки, понёс её в дом.
- Подпись автора
| Недаром лик сей двуязычен. Таков и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и в жизни — Арлекин. © А. С. Пушкин | МОЙ МАРАФОН В 17 ПОСТОВ
|